Гость «Прямой телефонной линии» — заместитель генерального директора ХКП «Горэлектротранс» Юрий Кость.

Верните трамвай! 
— Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Слышал, что в Харькове сократили трамвайные и троллейбусные маршруты. Какие именно и с чем это связано? 

— Здравствуйте, Алексей! Действительно, с 14 января ХКП «Горэлектротранс» вынуждено было временно приостановить работу двенадцати маршрутов: трех трамвайных (2-й, 14-й и 22-й) и девять троллейбусных (5-й, 10-й, 15-й, 17-й, 18-й, 25-й, 32-й, 40-й и 65-й). На большинстве этих троллейбусных маршрутов работало по одной машине. И только на трех — по 3-5. Поэтому ходили они редко и возили практически воздух. Соответствующей была и выручка. А ведь надо думать, как оплачивать зарплату, электроэнергию, ремонт. Госбюджет компенсирует нам перевозку льготников только на 10-12%. Кроме того, раньше в госбюджете закладывали хоть какую-то сумму на приобретение подвижного состава, в 2009 году — ноль. 

Вторая причина сокращения маршрутов — критическая ситуация с водительскими кадрами. Такого количества вакансий, как сейчас, не было никогда — не хватает 35-40% водителей! В прошлом году нам так и не удалось укомплектовать группу в 20-25 человек для учебы на курсах нашего учкомбината. 

— А когда будет возобновлена работа этих маршрутов? 

— Когда мы увидим изменения в экономической ситуации. Мне хочется успокоить жителей Харькова, что изменение маршрутной схемы обосновано только нынешними финансовыми проблемами. Надеюсь, они временные. 

— В связи с этим будет ли повышаться тариф? 

— Когда в 2008-м нам утвердили новый тариф — 75 коп., расчеты на самом деле были на гривну. И тогда горсовет принял решение: 75 копеек оплачивают пассажиры, а 25 копеек — городской бюджет. Сейчас себестоимость перевозки пассажиров — уже около двух гривен. Кардинальное решение этого вопроса — чтобы государство рассчитывалось за перевозку льготников. 

— Меня зовут Иванова Наталья Сергеевна. У меня не вопрос, а пожелание — верните 22-й трамвай. Нам нечем добираться на работу, в поселок Жуковского. Мы даже не можем ничем до метро «Киевская» доехать! 
— Наталья Сергеевна, мы временно приостановили работу этого маршрута. Полностью его ликвидировать мы не имеем права — только с разрешения исполкома. 

При улучшении положения предприятия мы его восстановим. 

Водители из Киева не хотят возвращаться 

— Меня зовут Владимир Петрович. А какая средняя зарплата у водителей? 

— Зарплата водителей — в зависимости от классности — от 2000 до 2300 гривен, кондуктора — от тысячи до 1100, рабочих — в среднем 1600. Мы надеялись, что в связи с безработицей появятся хотя бы новые кондукторы (на курсы водителей не все готовы пойти). Представляете — нет! Центр занятости направил всего 2-3 человека на курсы водителей. Рассчитываем на возвращение наших водителей, многие из которых работают в Москве. А вот из Киева они не хотят возвращаться — там зарплата водителей в 2-3 раза больше, чем в Харькове — столичный бюджет может себе это позволить. 

— Значит, уровень зарплат водителей зависит только от решения городских властей?! А вообще, город вам помогает? 

— Городские власти понимают важность «Горэлектротранса» как социального транспорта. Поэтому горисполком, депутатский корпус постоянно выделяют деньги для поддержания нашего предприятия. К примеру, за 2008-й год финансовая помощь составила 102 млн грн., а в декабре горсовет выделил 8 млн грн. на приобретение четырех трамвайных вагонов новой модификации, которые будут построены в 2009 году на КП «Вагоно-ремонтный завод». 

ХКП «Горэлектротранс» в 2008 году

Предприятие ежесуточно перевозит около 600 тыс. пассажиров. По состоянию на 1 января 2009 г. инвентарный парк состоит из 330 трамваев и 289 троллейбусов. На линию каждый день выезжают 260 трамваев и 201 троллейбус. Отработали амортизационный срок и подлежат списанию 318 трамвайных вагонов (96,4 %) и 191 (66,1 %) троллейбус. Протяженность трамвайного пути — 231,09 км, из них 80 км находятся в аварийном
состоянии.


История города — на колесах 
— Меня зовут Виктор. Планируете ли вы восстановить кольцевой трамвайный маршрут по центру города: Пушкинская — пл. Розы Люксембург, Клочковская — Госпром — Горпарк, который существовал до середины 70-х годов ХХ века? 
— Сейчас сложно говорить о планах по развитию городской маршрутной схемы — вы видите, какая финансовая ситуация. Пока нет сверстанных планов ни по капстроительству, ни по расширению и капремонту дорог проезжей части, где проходят трамвайные линии или троллейбусные маршруты. 

— Меня зовут Диденко Мстислав Всеволодович. Где старый трамвай? Планировались ли нем экскурсии… 

— Вы говорите о трамвае «Аннушка» 1927 года? Он будет работать в летний период. Зимой в виду сложных погодных условий мы его не эксплуатируем. 

Трамваи в ДТП не виноваты 

— Это Анатолий, автолюбитель. Были ли в прошлом году ДТП с участием водителей трамваев и троллейбусов? И стали ли автолюбители с введением новых штрафов уважительнее относиться к этому виду транспорта? 

— В прошлом году было 121 ДТП (в 2007-м — 125), около 60 человек получили травмы. Ни одного случая ДТП по вине работников нашего предприятия ГАИ не зафиксировала. Частая причина — пьяные водители за рулем авто. Некоторые могут заехать на трамвайные рельсы. Нередки случаи, когда автомобили ударяют стоящий трамвай или троллейбус сзади. Хотя, по правилам дорожного движения, городскому электротранспорту в большинстве случаев обязаны уступать. В этом плане наши пассажиры могут чувствовать моральное преимущество перед владельцами дорогих авто.

Личное дело
Кость Юрий Михайлович — заместитель генерального директора ХКП «Горэлектротранс» c 1981 г. 

Родился 12 апреля 1944 г. в г. Здолбуново Ровенской области. По окончании средней школы служил на Балтийском флоте в Кронштадте. В 1966 г., после переезда в г. Харьков, поступил на работу в Харьковское трамвайно-троллейбусное управление (ХТТУ). Работал слесарем, водителем троллейбуса, старшим мастером. В 1978 г. окончил Харьковский институт инженеров коммунального строительства по специальности «инженер-электромеханик». С 1981 г. — в должности заместителя гендиректора Харьковского КП «Горэлектротранс». Хобби — спорт (волейбол, футбол, теннис). Женат, имеет сына.

Когда верстался номер
Утром Юрий Кость сообщил корреспонденту «ВХ», что часть маршрутов восстановлена: два трамвайных — №№ 2 и 22 и четыре троллейбусных — №№ 5, 18, 25, 40.