Общество

  • 4980
  •  / 

Юбилей ректора Украинской железнодорожной академии

фото: Олег Столбецов

Юбилей ректора Украинской железнодорожной академии
18 января ректору Украинской государственной академии железнодорожного транспорта, доктору технических наук, профессору Николаю Данько исполнилось 60 лет. И уже почти 40 из них Николай Иванович связан с родным вузом, сначала — как студент, а затем — как преподаватель.
Самому поездить не получилось 

— Николай Иванович, почему железная дорога стала вашей жизненной стезей? 

— Я родился и вырос возле Бахмачского железнодорожного узла в Черниговской области. Сколько себя помню, Бахмач славился тем, что это был железнодорожный центр. 
Мальчишками мы бегали смотреть на новые локомотивы, которые начали тогда появляться на электрифицированном участке Юго-Западной железной дороги. Прекрасные ходили электровозы ЧС4, с огромными скоростями — это воодушевляло, хотелось постичь все это, чтобы быть полезным для родной страны. И родители, и деды, и прадеды — все работали на железнодорожном транспорте, так что моя стезя была практически предопределена. Хотя могло случиться и по-иному. После школы меня направили поступать в Харьковский политехнический институт для обеспечения молодыми специалистами строившегося тогда завода химического машиностроения. Но я все-таки поступил в Киевский железнодорожный техникум. И из армии вернулся на станцию Дарница. Тогдашний начальник Юго-Западной железной дороги, Герой Социалистического Труда Петр Федорович Кривонос (светлая ему память) заметил меня и дал направление на учебу в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Так с 1969 года я в этом вузе. И по-другому не представляю своей жизни. 

— Вам ведь как студенту железнодорожного вуза на каникулы полагался и льготный билет. Куда успели съездить? 

— Действительно, у железнодорожников был льготный проезд: один бесплатный билет давали по Советскому Союзу, второй — по Украине. Но я им, как правило, не пользовался. Отец зарабатывал всего 60 рублей тогда, а мать в колхозе вообще денег практически не получала — с ней рассчитывались сахаром и зерном. А у меня было еще два брата, которым надо было помогать. Поэтому семейный бюджет считался до копейки. Хотя когда уже стал работать в институте — в научных целях ездил по предприятиям, чтобы сэкономить для родного института какую-то копейку, не выписывая служебный билет. 

Готовимся соединиться с Китаем 
— А какие научные направления вас интересовали? 

— Вначале, с 1978 года, я занимался обеспечением Донецкой железной дороги порожними полувагонами для вывоза угля. В то время ДЖД грузила около 60 тысяч полувагонов в сутки. И Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта в Москве собрал нас, молодых ученых, и поставил задачу — разработать для всей сети железных дорог СССР такие маршруты, чтобы свести к минимуму порожний пробег. Мой учитель Николай Семенович Конарев (Заслуженный работник транспорта, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин Харькова) рассказывал, как его (тогда он уже был первым замминистра) и министра путей сообщения Павловского однажды вызвали в ЦК по вопросу нехватки ста полувагонов для погрузки угля в Кузнецком бассейне. Вернулся обратно Конарев министром, а Павловский — замом… 

Потом остро встал вопрос обеспечения железнодорожного транспорта энергосберегающими технологиями. И в настоящее время уже выросла целая школа: подготовлены восемь кандидатов и два доктора наук, я являюсь главой этой научной школы. Кроме того, в вузе теперь есть свой ученый совет по защите диссертаций по специальности «Транспортные системы». Это и определило теперь основной вид моей деятельности как ученого. За мое пятилетнее пребывание на посту ректора защитили диссертации около 170 кандидатов и 9 докторов наук. 

— Ну а если сравнить то, чему учили примерно сорок лет назад, с нынешней программой, отличия будут очевидны? 

— Конечно. Тогда была другая система, естественно, и задачи стояли другие. После распада СССР многие ресурсы остались в России и других республиках. Трудно было восстанавливать в Украине свое транспортное обеспечение. Но научный потенциал у нас мощный. И сейчас мы уже разрабатываем основные направления транспортных коридоров (из девяти европейских три самых массовых проходят через Украину). Ставится вопрос и о том, чтобы освоить восточный транспортный коридор, связывающий Европу с Китаем.
— За вашей спиной висит вышивка с текстом «Заповіта» Тараса Шевченко… 

— Я учился в украинской школе. Должен сказать, что жесткого требования разговаривать на украинской «мове» тогда не было. Но мы считали себя украинцами и очень много читали. Сборник Шевченко «Заповіт» перечитал несколько раз, многие фрагменты знаю наизусть. Сейчас у меня целое собрание произведений Шевченко, и не только его — всех классиков украинской литературы. А вот нынешнюю литературу читаешь и диву даешься: все нацелено на то, чтобы народ разобщить, научить чему-то плохому. 

— Еще какими-то языками владеете? 

— Тут я ничем не могу похвастать. Раньше неплохо знал английский, но для того чтобы знать язык, необходимо им постоянно пользоваться… 

Награды к юбилею

В канун знаменательной даты в жизни Николая Данько министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский издал приказ о награждении юбиляра нагрудным знаком «Почетный работник транспорта Украины». А Президент Украины Виктор Ющенко за весомый личный вклад в дело консолидации украинского общества, «розбудову» демократического, социального, правового государства и по случаю Дня Соборности Украины наградил Николая Данько орденом «За заслуги» III степени.

kristall



Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2644.61 грн
100 EUR 3086.26 грн
10 RUB 4.1655 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи