Чтобы выжить в нынешних условиях, крупным магазинам приходится полагаться только на отечественного производителя.

Заглянув в выходные в «Велику Кишеню» на ул. Гвардейцев-широнинцев, покупатели обнаружили опустевшие полки под молочными товарами, колбасой, бытовой химией… Ассортимент был таким скудным, что и выбрать-то не из чего. Было похоже, что 
распродаются еще предновогодние остатки, хотя и по посленовогодним, более высоким ценам. К тому же покупатели теперь сами взвешивают на весах неупакованный товар, нашлепывая ярлычок с весом и ценой, тогда как раньше это делали сотрудники магазина. 

Неужто торговцы не находят денег, чтобы закупить товар, и даже сокращают персонал?
Дефицит продовольственных товаров харьковчанам не грозит, успокоили в городском управлении по вопросам потребительского рынка. 

— Мы регулярно мониторим супермаркеты Харькова. И случай, о котором вы говорите, — единственный. «Велика Кишеня» действительно еще не завозила товар после Нового года. Это киевская организация, и у них всегда эта процедура проходит долго, — говорит сотрудник управления Людмила Охрименко. — В остальных же супермаркетах города товара полным-полно. 

Пока супермаркетам ни закрытие, ни банкротство не грозят, подтвердили и в областном управлении потребительского рынка. Но трудности, оказывается, у них все же есть — в январе ощутимо снизились объемы продаж. 

— Каждый год традиционно происходит одно и то же — после праздников народ, образно говоря, начинает поститься. Покушали холодца и буженины на Новый год — и перешли на экономию, — замечает начальник управления развития потребительского рынка ГУ экономики облгосадминистрации Александр Пенской. — Тем более с экранов телевизоров и страниц газет только и слышно: кризис. Конечно же, люди начинают экономить. Это знают все руководители торговых предприятий и проблемой не считают, понимая, что этот период нужно просто пережить. 

По словам Александра Георгиевича, чтобы удержать покупателей и не допустить падения товарооборота, продовольственные супермаркеты вводят акции: в одном случае снижают цены, в другом — убирают торговые наценки на отдельные товары. 

Еще одна мера, на этот раз предпринятая правительством, — переход на продукцию местного товаропроизводителя. 

— Импорт уже сократился, — говорит сотрудник ГУ внешнеэкономических связей и евроинтеграции Харьковской облгосадминистрации Николай Швец. — Импортные товары неконкурентоспособны, так как их цена в долларах существенно завышена. В Европе аналогичную продукцию можно приобрести чуть ли не вдвое дешевле. 

А магазины бытовой техники резко теряют объемы продаж из-за потери доверия к банкам. Но это еще не все, что ожидает крупных отечественных торговцев.

Особенно упали объемы продаж непродовольственных товаров. К примеру, бытовой и электротехники, а также компьютеров — до 50%, автомобилей и запчастей к ним до 70%. Одна из основных причин — нарушение доверия к банковской системе, что отпугнуло покупателей, поясняют специалисты. 

— Получить кредит для супермаркета сейчас не проблема. Они делают закупку новых товаров из оборотных средств. Другое дело — потребительский кредит. Его-то восстановили еще в начале декабря, и в крупных магазинах быттехники или автомобилей представители банков оформляют покупку в кредит, но люди к ним не идут, боятся. Естественно, объемы продаж этой группы товаров сильно упали. 

По словам чиновника, руководители супермаркетов все же уверены, что торговая сеть будет сохранена. Нужно лишь подождать, когда стабилизируется ситуация на валютном рынке, — и доверие потребителей к банкам вернется. 

Чиновники разберутся, какие налоги платят супермаркеты
Толчок к этому дал законопроект «О местных налогах и сборах», который Верховная Рада приняла в первом чтении накануне Нового года. Этот законопроект отменял рыночный сбор и вместо него вводил рыночный налог, который предусматривал плату не за все торговое место, а за каждый метр торговой площади. При этом ставка налога выросла... в 700-7000 раз, хотя ни один из уже существующих сборов не отменялся. Предприниматели сразу заявили, что такой закон приведет к банкротству всех рынков Украины. Понятно, что в выигрыше от этого будут супермаркеты. 

Председатель Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель в телепрограмме «Шустер Live» уже поспешила заявить: «Всем, кто стоит на рынках, скажу: не переживайте, забудьте про этот закон в том виде, в котором вы видели. Мы ищем схему, как собрать налоги с супермаркетов, которые их не платят и имеют рабочие площади». В телефонном разговоре с журналистом «ВХ» она пояснила: 

— Сейчас мы создали рабочую группу с Минэкономикой, чтобы понять, каким образом оплачивают налоги супермаркеты — ведь у них такие же торговые места, как и на рынке. Если мы даем дополнительную налоговую нагрузку на рынки, то мы должны понять адекватность и конкурентную равность налогообложения и в супермаркетах. Тем более что там работать комфортнее, — говорит Александра Владимировна. — Мы предполагаем диверсифицировать налоги (рассредоточить между различными объектами. — Прим. авт.), чтобы платили все поне­многу, а не один, но много. И делается это не для того, чтобы уничтожить супермаркеты, а чтобы распределить налоговую нагрузку…