Более 60 лет бывший узник фашистского концлагеря Бухенвальд хранил дома блокнот с записями 1945 года. Об уникальном историческом документе узнали харьковские историки и помогли автору издать книгу «Бухенвальдский блокнот», презентация которой состоялась в ХНУ им. В.Н. Каразина.

В первые дни после восстания узников Бухенвальда бывший советский военнопленный Эмиль Альперин, сам не зная зачем, просил товарищей по лагерю оставить в его блокноте записи. Так в небольшой книжечке появились строчки на многих языках Европы. 

«Дни, прожитые в ужасе фашистского плена, послужат для укрепления уз дружбы с товарищами всех национальностей… Во время совместной тяжелой работы и в страданиях лучше узнали друг друга и сблизились мы, славяне», — написал в блокноте Эмиля в 1945 году поляк Стефан Повадовский. 

— Они писали о том, что думали и ощущали в данную минуту, — рассказывает Эмиль Григорьевич. — Люди еще не подверглись агитации и пропаганде. Это потом — после освобождения — американцы и англичане приезжали в лагеря и агитировали нас не ехать в СССР… 

Правда об освобождении 

В первых числах апреля, когда стало ясно, что поражение Германии — вопрос недель, пишет Эмиль Альперин, поступил приказ Гиммлера, чтобы ни один заключенный не попал в руки советских или союзных войск. Половину узников фашисты успели уничтожить, но оставалось еще около 20 тысяч человек. 

Заключенные уже слышали канонаду и по радио узнали, что рядом находится третья американская танковая армия генерала Паттона и входящая в нее четвертая бронетанковая дивизия генерал-майора Уильяма Хоуга. 

В воскресенье, 8 апреля 1945 года, через вмонтированный на дне мусорного ведра радиопередатчик подпольщикам удалось передать в эфир крик о помощи. Радиограмма передавалась на английском, немецком и русском языках. Советские войска были далеко и сигнал бедствия не услышали, в отличие от штаба генерала Паттона. Но помощь так и не пришла. Звуки канонады начали перемещаться южнее и севернее Бухенвальда — американцы спешили сначала занять фабрики и заводы. 

А 11 апреля пришла страшная весть: ликвидация лагеря назначена на пять часов вечера. Подпольщики решили поднять восстание раньше — в 15 часов 15 минут. Так за два дня до подхода американских войск, 11 апреля 1945 года, узники концлагеря Бухенвальд самостоятельно освободили себя от нацистов. Этот день впоследствии стал Международным днем освобождения узников фашистских конц­лагерей. 

В тот момент в числе заключенных были: советские граждане (4380 человек), поляки (3800), французы (2900), чехи (2105), немцы (1800), испанцы и представители других национальностей (1467). 

Об ужасах концлагеря пытались забыть 
— После освобождения, во время прохождения фильтрации, у нас все отбирали. Но мне удалось кое-что сохранить, — рассказывает Эмиль Альперин. — Персональную карточку узника и справку, что я был членом Бухенвальдского подполья. 

Далеко не все бывшие узники охотно вспоминают ужасы лагерей — это естественная реакция организма, защищающая психику от старых ран. Кроме того, после войны пребывание «за границей» могло закончиться для «предателей» лагерем советским — уже на Колыме. 

Поэтому заслуга 23-летнего советского солдата Альперина, сохранившего блокнот и другие документы, лагерную одежду (она позже стала экспонатом Харьковского исторического музея) и память о Бухенвальде, неоценима. 

Сегодня в Харькове живут 92 бывших узника Бухенвальда. 

Ветераны, отзовитесь!

В рамках акции «Свидетель истории» оргкомитет, издавший книгу, обращается к ветеранам войны и труда, «детям войны» с просьбой прислать свои воспоминания, дневники, письма и фотографии, семейные реликвии военных лет по адресу: г. Харьков, ул. Артема, 46, к. 10. Телефоны: 715-52-53 (74), 703-47-84.