Зима — наиболее опасный период для любого водителя, даже самого опытного. Кто еще не успел обезопасить себя и свою машину в таких условиях, может прислушаться к советам специалиста.

Уход за двигателем

Самое главное зимой — запустить двигатель. По словам директора Украинского центра послеаварийной защиты «Эксперт-сервис» Анатолия Ивлева, мотор глохнет по нескольким причинам: загустело масло, снизилась емкость аккумуляторной батареи, плохо испаряется бензин. Поэтому отечественных автовладельцев все больше привлекают в качестве спасительного средства подогреватели двигателя и салона. 

— Предпусковой подогреватель устанавливают в моторном отсеке, обеспечивая полный прогрев двигателя еще до начала поездки. При минусовой температуре это позволяет быстро завести двигатель, существенно сэкономить потребление бензина, уменьшить износ мотора, а также нагрузку на аккумулятор. Да и в салоне всегда тепло, — делится опытом Анатолий Анатольевич. 

Кроме того, Анатолий Ивлев считает, что двигатель на бензине в зимнее время более надежен, так как при низких температурах солярка густеет — и машина глохнет. Хотя те же системы подогрева эту проблему решают, как, впрочем, и использование «зимней солярки». 

Масло 

Хорошая работа автомобиля зависит от качественного машинного масла. Поэтому, по возможности, перед зимним сезоном его необходимо обновить. Анатолий Ивлев советует заправлять авто стойкими к морозу специальными жидкостями и топливными присадками (повышает экологическую безопасность, позволяет уменьшить токсичность отработавших газов), которые помогут автомобилю легче перенести температурные колебания. 

— Для двигателя необходимо применять масло с оптимальной вязкостью, величина которого зависит от конструкции техники, режима его работы и степени износа, а также температуры окружающей среды. Существуют как сугубо летний вид масла, так и специальный зимний с аббревиатурой W, а также сезонные. Главное достоинство последних — возможность круглогодичного применения. Какое именно выбирать — зависит от типа автомобиля и двигателя. 

Береги аккумулятор! 

Важная часть в автомобиле — аккумулятор. И главный враг для него — мороз и низкая температура. Водитель должен тщательно проверять состояние аккумулятора в зимний период. Чтобы исключить разряд батареи во время длительной стоянки автомобиля, рекомендуется отключать ее от сети, «массовый» провод от АКБ полезно дополнительно подсоединить к двигателю, чтобы уменьшить потери напряжения на стартере при пуске двигателя. Недопустимо хранить аккумулятор в разряженном состоянии, пропускать образование льда, подвергать глубоким периодическим разрядам. И главное — регулярно контролируйте состояние аккумулятора в соответствии с инструкцией
по эксплуатации. 

Покрышки 

Зимой особое внимание следует обратить на покрышки, считает Анатолий Ивлев. 

— Прежде всего они не должны быть «лысыми». Рисунок или протектор должен быть подобран для тех условий, в которых используется это транспортное средство. Например, если человек живет в пригороде и трасса там не накатанная, необходимо использовать специальную резину, которая бывает с двумя типами протекторов — скандинавская и европейская (нешипованная). 

Основная задача европейского протектора — наилучшее сцепление с дорогой при дожде или в мокрый снег. Скандинавский тип дает наилучшее сцепление с заснеженной или заледенелой дорогой. Скандинавский рисунок характеризуется наличием большого количества прямоугольных или ромбовидных «шашек» с острыми гранями, размещенных в шахматном порядке или «елочкой». Шипованная резина предназначена для разбивания ледяной корки на дороге. Но, как уверяет Анатолий Ивлев, очень часто шипованная резина становилась и причиной аварий. 

— На дороге с большим количеством снега шипы его загребают и позволяют автомобилю двигаться. Но представьте машину с шипами по гололеду. Когда вы начинаете тормозить, автомобиль станет неуправляемым, как на коньках, –- предостерегает Ивлев. 

Система торможения 

За последние 15 лет антиблокировочные системы тормозов получили широкое распространение. У нас она стала популярной в последние пять лет. 

— Эту систему ввели, чтобы предотвратить блокировку колес в экстренных ситуациях. 10% аварий происходит из-за того, что заблокированные передние колеса на льду, снегу и мокром асфальте не могут изменить направление движения автомобиля. Система (ABS), вне зависимости от действий водителя, предотвращает блокировку колес. Автомобиль с ABS на скользкой дороге при экстренной остановке не потеряет управления и не вылетит с проезжей части с вытекающими из этого последствиями, — объясняет Анатолий Ивлев. 

По информации Анатолия Ивлева, до 2009 года на территории Украины все автоперевозчики должны были оборудовать свой транспорт средствами ABS для безопасности пассажиров. 

— Когда мы приезжаем на место ДТП, часто видим след от торможения, оставленный покрышками на асфальте. Но автомобили, оборудованные средствами ABS, при торможении не оставляют следов, и эксперт не может потвердить или опровергнуть показания водителя о том, тормозил он или нет. Поэтому наш центр послеаварийной защиты совместно с профессорами Харьковского национального автодорожного университета сейчас разрабатывает приспособление, которое бы контролировало работу этой ABS, — рассказывает Анатолий Ивлев. 

Совет специалиста

Иногда лучше не ехать, чем попасть в аварию. При малейшем недомогании лучше воздержаться от выездов.