Железнодорожная фирма из Донецка присвоила в прошлом году почти четыре тысячи харьковских вагонов. Этот факт установили сотрудники специальной межведомственной государственной комиссии.

Проверкой финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия «Укрспецвагон» занималась комиссия, которую возглавило ревизионное управление региона. Результатами проверки поделился Игорь Омельченко, первый заместитель начальника КРУ в Харьковской области. По его словам, пострадал «Укрспецвагон» вследствие незаконного отчуждения 3789 вагонов-окатышевозов в пользу донецкого ООО «Лемтранс». Было установлено, что огромное количество железнодорожных единиц передано в соответствии с приказами Министерства транспорта Украины и «Укрзалізниці» якобы Фонду госимущества. В действительности вагоны уехали в Донецк и оказались в распоряжении ООО «Лемтранс». Таким образом, ГП «Укрспецвагон» понесло прямых убытков на 166,9 млн. грн., недополучило в 2004 году почти 96 млн. грн. дохода и примерно 5 млн. грн. прибыли.
По сообщениям правительственного портала, передача вагонов была осуществлена якобы с целью получения государством дивидендов от участия в уставном фонде. По мнению правительственных экспертов, передача вагонов-окатышевозов была не только невыгодна, но и опасна с точки зрения государственной безопасности. Вся сырьевая логистика металлургической промышленности Украины оказалась у частных предпринимателей, которые фактически могли непосредственно влиять на промышленные предприятия.
Материалы проверки были направлены в Кабинет министров Украины, УСБУ в Харьковской области и в региональную прокуратуру, откуда дело попало на заметку Генеральной прокуратуры. По поводу незаконной передачи государственных вагонов коммерческой фирме Генпрокуратура завела уголовное дело по статье 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением) и наложила арест на вагоны. В августе текущего года Хозяйственный суд Киева принял решение о возвращении всех 3789 вагонов лозовскому предприятию. Процесс по возвращению государству уникального подвижного состава длился около семи месяцев.
Как выяснил корреспондент «Вечерки», виновного в явном разворовывании государственного имущества так и не нашли. После проверки Госадминистрацией железнодорожного транспорта Украины за ненадлежащее выполнение контракта был уволен директор ГП «Укрспецвагон» Котяй. Очевидно, на это решение повлияла не столько история с незаконным отчуждением вагонов, сколько резкое (в восемь раз) уменьшение прибыли предприятия за последние три года.
Что касается тех, кто непосредственно курировал «вагонную схему», то здесь вопросы остались.
СПРАВКА

ООО «Лемтранс» производит экспедирование грузовых перевозок по железным дорогам стран СНГ и Балтии, экспедирование грузов в Мариупольском торговом порту, является лицензированным оператором по перевозке грузов в собственном подвижном составе. Является генеральным экспедитором Донецкой железной дороги. Контроль над ООО «Лемтранс» осуществляет группа «System Capital Management», 90% акций которой принадлежат известному донецкому миллиардеру Ринату Ахметову.


Предприятие ГП «Укрспецвагон» (г. Лозовая Харьковской обл.) занимается в основном капитальным ремонтом грузовых вагонов «Укрзалізниці» и посторонних организаций, изготовлением запасных частей для железнодорожного транспорта, предоставляет в аренду собственные вагоны.