Каждый пятый пожар в прошлом году произошел из-за короткого замыкания электропроводки. За неполный месяц 2009-го это уже почти каждый третий случай (50 из 183). Такие данные озвучил помощник начальника ГУ МЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин.

Кто в ответе? 

Последний случай про­изошел в прошлую пятницу в Орджоникидзевском районе. В доме № 6 по бульвару Грицевца около восьми вечера загорелась электропроводка в тамбуре между третьим и пятым этажами. Площадь пожара небольшая — всего четыре квадратных метра, но из-за сильного задымления 30 жильцов с верхних этажей пришлось эвакуировать. 

Кроме того, в домах участились случаи отключения света. «Электричество в наших домах отключают по три-четыре раза в неделю, без какого-либо предупреждения, — жалуются жильцы домов по ул. Есенина, Культуры, Дарвина и Чубаря. — Техника не выдерживает таких перепадов и выходит из строя. Кто нам будет возмещать убытки?» 

Что происходит с электросетями, выяснить оказалось не так просто — корреспондент «ВХ» убедился в этом на личном опыте. В пресс-службе «Харьков­облэнерго» нам сразу сказали, что в каждом случае с отключениями и перепадами напряжения нужно разбираться отдельно... Но поскольку большинство проблем связано с состоянием внутридомовых электросетей, нам посоветовали обратиться в «Жилкомсервис». 

— Наша сфера ответственности — это сети до ввода в дом и электросчетчики, а за разводку по подъезду и в самих квартирах отвечает «Жилкомсервис», — сообщил пресс-секретарь «Харьковоблэнерго» Владимир Скичко. 

Но начальник управления экономики и финансов КП «Жилкомсервис» Елена Гриценко отправила нас… в «Харьковгорлифт». 

— Исполнителем услуг по обслуживанию домовых сетей электроснабжения является «Харьковгорлифт». Так как эта услуга входит в квартирную плату, то на абсолютно законных основаниях вам бесплатно должны провести замеры этих скачков электроэнергии. Если на ваш вызов из этой организации никто не придет, тогда уже обращайтесь в «Жилкомсервис» по телефону: 730-72-28. 

Сети просто не выдерживают 
Заместитель директора КСП «Харьковгорлифт» Игорь Руско действительно посоветовал в случаях отключения электроэнергии обращаться к ним в аварийную службу по тел. 700-44-56. Но при этом заметил: 

— Согласно нормативно-техническим документам, абоненты могут быть отключены без предупреждения на сутки для устранения аварийных ситуаций. При серьезном повреждении — до шести суток. Так что мы ничего не нарушаем, — подчеркнул Игорь Николаевич. — Конкретно в доме по ул. Есенина, 16 необходим капремонт электропроводки, — уточнил замдиректора КСП «Харьковгорлифт» Игорь Руско. — Мы подали предложение об этом в «Жилкомсервис» как балансодержателю. Но как будут обстоять дела с финансированием, не знаем. Так как изначально в квартплату средства на капремонт не закладывались, для проведения работ необходимы субвенции из госбюджета, а вы же видите, что в стране происходит… 

По его словам, предварительные подсчеты указывают, что для замены электропроводки в жилых домах городу понадобится не менее 1,5 млрд грн. Ведь проблемы с проводкой не только в центре, а во всех районах города. Проблемы с электросетями вызваны их старостью и изношенностью, ведь большинству домов в Харькове — не менее 20–30 лет. К тому же изначально они не были приспособлены к нынешнему ассортименту электроприборов в квартирах. 

— На квартиру при проектировании и по договору с «Харьковоблэнерго» была заложена потребляемая мощность (независимо от площади) в газифицированном доме — 1,3 кВт, с электроплитами — 5,1 кВт, — поясняет Игорь Николаевич. — Включенный в розетку новый утюг мощностью 2 кВт уже перегружает сети. А сегодня в семьях есть и микроволновые печи, и электродуховки, и посудомоечные машины... Кого можно обвинить в данной ситуации? Чтобы сберечь свое имущество, лучше включать электроприборы по очереди. 

И все-таки «Облэнерго»? 

А вот замначальника Инспекции Госэнергонадзор в Харьковской области Николай Кислый считает, что многие наши беды из-за незнания своих прав и обязанностей. 

— В договоре прописано, что в результате предоставления некачественной услуги потребитель вызывает представителей энергопоставщика, то есть «Харьковоблэнерго» для оформления и подписания акта-претензии, в котором указываются сроки и виды отклонений показателей, — говорит специалист. 

Поскольку договор — это заключение двухстороннего соглашения, то акт-претензия обязательно оформляется двумя сторонами, каждая из которых не дает второй исказить факты. Если с выводами не согласен — можешь не подписывать. И уже в «Харьковоблэнерго» решают: самим реагировать на эту претензию или привлекать к ответственности тех, с кем у них заключен договор на обслуживание внутридомовых сетей — «Жилкомсервис». Если представители энергопоставщика в течение трех дней со дня обращения не появились, то потребитель имеет право составить акт-претензию самостоятельно в вольной форме. В случае отказа представителя энергопоставщика подписать акт он считается действительным, если под ним поставили подпись не менее трех потребителей. Документ необходимо отправить в «Облэнерго», и представители этой организации должны отреагировать в течение десяти дней. 

Если энергопоставщик отказывается провести необходимые замеры параметров качества электроэнергии, то потребитель имеет право сам организовать проведение таких измерений (есть специализированные организации, имеющие на это разрешение). И затраты на нее потребителю должен возместить энергопоставщик. 

Где взять образец акта-претензии
Правила пользования электроэнергией для населения утверждены Постановлением Кабмина от 26 июля 1999 г. № 1357 с изменениями и дополнениями. Последние правки вносились 11 января 2006 г. Крайний шаг — это суд. Кстати, в договоре, который харьковчане заключают с представителями «Харьковоблэнерго», указаны не только условия и порядок оплаты услуг, но и ответственность поставщика электроэнергии, а также порядок составления акта-претензии.


Откуда розетка?
— Среди причин возгорания на первом месте — неосторожное обращение с огнем, на втором — нарушение правил эксплуатации электрооборудования и короткое замыкание электропроводки, — говорит помощник начальника ГУ МЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин. — Кстати, среди прочих причин короткого замыкания — слабый контакт в розетке, в результате она нагревается, обгорает, что говорит о ее плохом качестве. А бывает, что люди, задумав поменять проводку, просто не знают, какая у них проложена: алюминиевая или медная. Медные провода лучше, но их ни в коем случае нельзя соединять с алюминиевыми, так как это тоже может привести к замыканию.