По данным инспекторов ГАИ, больше всего дорожных происшествий со смертельным исходом происходит с наступлением темноты.

Значительно уменьшить их число можно при помощи специальных светоотражающих устройств — фликеров, заявляют специалисты.

— Соотношение аварий с травмированными или погибшими в светлое и темное время суток — примерно один к трем, и главная причина — невидимость пешехода на дороге, — говорит директор общественной организации «Общество участников движения» Александр Ситенко. — Но если пешеход идет по неосвещенному участку дороги с прикрепленной к одежде, обуви или сумке специальной светоотражающей нашивкой, значком или другим предметом, — вероятность попасть под колеса уменьшается в несколько раз.

Фликеры изготавливают из специального полимерного материала, который делает эти приспособления светящимися издалека за счет оптического эффекта. Дело в том, что в каждом квадратном сантиметре одного фликера находится семь тысяч кристаллов, их большая кучность усиливает отражаемость света. Благодаря этому человека легко заметить со 150 метров в лучах ближнего света фар (обычно не более чем с 40), а при дальнем свете — со 450–500 метров.

В последние десятилетия фликеры стали очень популярны в Европе. Благодаря им в таких странах, как Франция, Германия, Эстония, травматизм на дорогах уменьшился в шесть-восемь раз, утверждает Александр Ситенко. А в Эстонии и Белоруссии наличие фликера по закону является обязательным условием выхода на улицу в непогоду или в темное время суток. Нам, к сожалению, до этого еще далеко, сокрушается Александр Ситенко.

Фликеры бывают разные

Как по форме, так и цвету. Для каждого возраста и класса существуют специальные фликеры — от ангелочков, звездочек, елочек до машинок, крестиков и кружков с инициалами владельца. Прикрепляют их обычно на одежду, сумки, головные уборы. Цена одного фликера — 30 евроцентов, производят их по американской технологии в Эстонии.


— На реализацию проекта нужны большие суммы, а их в бюджете нет. Все руководство ГАИ соглашается, что фликеры вещь нужная, но вот где брать деньги на них, пока не знают, — сетует Александр Ситенко.

— К сожалению, в нашей стране такую работу мы проводить не можем — у нас нет сегодня ни средств, ни сил, ни методов изготовления, — подтверждает замначальника областного управления ГАИ Александр Азацкий. — Если общественная организация по своей инициативе распространяет фликеры, то мы здесь можем выступать пока только их помощниками.

Александр Ситенко понимает, что без целевого финансирования осуществить задуманное вряд ли удастся.

— В апреле 2008 года была утверждена областная программа безопасности дорожного движения на 2008–2012 годы, — говорит он. — В ней предусмотрено организовать производство фликеров и обеспечить ими детей. Разрабатывало эту программу управление промышленности транспорта и связи облгосадминистрации совместно с областной ГАИ и нашей организацией. Сейчас я не знаю, будет ли она финансироваться в этом году, хотя ежегодно на производство фликеров должно выделяться 50 тысяч гривен.

Главный специалист отдела по обеспечению постоянных комиссий и фракций Харьковского облсовета Юлия Винниченко подтвердила, что такая программа действительно утверждена, но денег на ее реализацию нет.

— Программа была утверждена на 26-й сессии облсовета. В ней есть пункт 2.12: «Организовать производство и распространение среди населения и школьных учреждений индивидуальных светоотражателей, а также ежегодно во время финансирования областного бюджета предусмотреть выделение денег на этот проект в рамках реальных бюджетных возможностей области». В прошлом году на финансирование пункта 2.12 было запланировано 50 тысяч гривен, но из-за нехватки средств деньги так и не выделили. В этом году денег тоже не будет. В связи с финансовыми трудностями мы сократили количество программ и деньги выделяются только на самое необходимое, — сообщила Юлия Винниченко.