Что это: самоуправство или какое-то новшество в законодательстве? — недоумевают льготники.

К весне перевозчики образумятся? 
— Водитель не пустил меня в маршрутку, предъявив бумагу без печати и штампа со списком льготников, которых они не перевозят. Там значатся и «дети войны», и «Герои труда», — пожаловался в редакцию Александр Иванович. — Что это за документ и имеет ли он законную силу? 

— Эти водители показывают госбюджет на 2009-й год, где на «детей войны», «ветеранов труда» и еще несколько категорий льготников компенсация от государства перевозчикам не предусмотрена, — поясняет замначальника отдела государственного контроля Теруправления глававтотрансинспекции (ГАТИ) в Харьковской области Сергей Разческин. — Хотя, согласно законам относительно перево­зок льготных категорий граждан, льготники имеют право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте, причем государство должно возмещать перевозчику средства за их перевозку. Вот и возникает законодательная несостыковка. 

По словам Сергея Львовича, это длится третий год подряд. 

— Начиная с 1995 года компенсация была 100%, к 2008 году она была уже лишь 15%, то есть 9 гривен 90 копеек в год на одного льготника! — говорит он. — Более того, перевозчикам недодали даже эту мизерную сумму. Теперь они подают в суд, потому что бюджетные деньги с прошлого года на текущий не переносятся. Вот с начала года и начались массовые отказы в перевозке льготников. В начале прошлого года была аналогичная ситуация, когда вышел Закон о бюджете-2008. В первые месяцы стали поступать жалобы, мы начали штрафовать перевозчиков, и к весне ситуация «устаканилась». 

Закон против Закона 

Один из харьковских перевозчиков Николай Шевченко соглашается, что 99% жалоб поступают именно на отказ в перевозке льготного контингента, но какие к ним могут быть претензии, если, по его словам, государство не выполняет Закон Украины «О внесении изменений к закону Украины «Об автомобильном транспорте». 

— В ст. 29 этого документа сказано, что органы исполнительной власти, местного самоуправления обязаны предоставить владельцам маршрутов, которые осуществляют перевозку льготного контингента, компенсацию. А ст. 31 определяет, что отношения между перевозчиком и органами власти устанавливаюся договором, в котором должен быть указан размер компенсации затрат автоперевозчика, механизм их выплаты, количество льготников. На сегодня ни в одном договоре этого нет — ни в Харькове, ни в области! — говорит Николай Евгеньевич. — Так что с точки зрения закона перевозчики вообще могут никого из льготников не возить, потому что в договоре этого нет. Такая ситуация приводит и к грубости, и к хамству со стороны водителей… 

Однако Сергей Разческин уточняет: здесь речь идет о маршрутах, где нет иного вида транспорта, кроме автобусов. В Харькове порядка 10-15 таких автобусных маршрутов (например, на Залютино, Даниловке). Здесь убытки от перевозки льготного контингента компенсируются, и перевозка льготников осуществляется без ограничений. А на остальных маршрутах (там, где есть иной вид транспорта, например троллейбус) госзаказ на перевозку льготников не делается, здесь компенсация не платится. Но, согласно законам, относительно перевозок льготных категорий (на каждую льготную категорию есть свой отдельный закон) определено, что они имеют право ездить во всех автобусах общего пользования. 

— В соответствии с законом «Об автомобильном транспорте», если перевозчик хочет получить компенсацию на маршруте, где она не предусмотрена законодательством (то есть там есть иной вид транспорта), он должен перевозить льготников в соответствии со следующей процедурой: брать их реквизиты, потом делать расчеты убытков, показывать организатору перевозок (Харьковскому горисполкому) и требовать компенсации правовыми методами. Конечно же, ни один из перевозчиков этого не делает, предпочитая просто не пускать льготников в автобус. 

Что же делать льготнику? 

Остается только писать заявление в отдел госконтроля Территориального управления ГАТИ (61035, Харьков, пр. Гагарина, 129. Тел. 736-06-07). Если подтверждаются факты отказа в перевозке льготника, составляется акт и выносится постановление о применении к перевозчику штрафа в размере 170 грн. И тогда перевозчик либо оспаривает постановление в суде, либо добровольно платит. 

— В этом году мы уже применяли финансовые санкции к некоторым перевозчикам. Законы никто не отменял, и льготник по-прежнему имеет право на бесплатный проезд, — настаивает Сергей Разческин. — Но, судя по опыту, человек никогда не напишет жалобу, если водитель культурно объяснит ему ситуацию. Есть у нас перевозчик, который такую «лекцию» льготникам читает, что те без проблем соглашаются: «Ладно, хоть рубчик, но мы заплатим»… 

Иногда водитель ни при чем 
— Заявления бывают разные, порой не знаешь, как реа­гировать, — признается Сергей Разческин. — Уже в этом году была жалоба. Гражданин пытался втиснуться в переполненный автобус. Водитель, вероятно, его не заметил, закрыл дверь и тронулся. 
Пассажир остался на улице, а руки… в автобусе. 

В своем заявлении в ин­спекцию пострадавший написал: «Да, мне не отказали в праве бесплатного проезда, но я упал, разбил: бутылку водки — 26 гривен, грибочков баночку — 8 гривен и 15 штук яиц — 15 гривен. Прошу компенсировать … 400 гривен...» 

— Мы ответили, что по поводу компенсации нужно обращаться в суд, а владельцу этого маршрута дали предписание провести дополнительный инструктаж водителей, — рассказал Сергей Львович.

На что жалуются пассажиры?
В 2008-м в территориальное управление ГАТИ поступило 343 заявления от жителей города и области, что на 21% меньше, чем в 2007-м. 283 заявления были удовлетворены. В шестидесяти случаях факты не подтвердились. 

— Но это не значит, что заявитель написал неправду. Просто, как правило, водитель, чувствуя за собой вину, старается потом не нарушать, — поясняет Сергей Разческин. 

Из 343 заявлений — 317 (92%) — жалобы на отказ от льготных перевозок. Причем, во всех заявлениях отмечалось неуважительное отношение к пожилым людям со стороны водителей. В 96 случаях из 317 действия водителя квалифицировались как мелкое хулиганство (нецензурная брань, применение физической силы), так что материалы были направлены в МВД.  

С начала 2009-го поступило 18 жалоб на отказ в льготных перевозках. В половине случаев факты подтвердились.