Гость «Прямой телефонной линии» –– заместитель директора по сбыту «Харьковэнергосбыт» АК «Харьковоблэнерго» Надежда Полтавская.

Плановая замена счетчиков бесплатная 

— Здравствуйте! Меня зовут Геннадий Александрович Геращенко. Я с 1953 года живу на Салтовке в доме турбинного завода. Счетчику уже 60 лет, он шипит и скворчит. Мои действия? 
— Здравствуйте, Геннадий Александрович! Если за этот период у вас ни разу не было плановой замены прибора учета, срок госповерки вашего электросчетчика истек. Назовите адрес, вам заменят счетчик на поверенный государственным поверителем. 

— То есть заменят на новый? 

— Не обязательно на абсолютно новый. Каждый прибор учета раз в 8 лет должен сниматься и тестироваться на специальном стенде. В случае необходимости меняются практически все «внутренности». И государственный поверитель из «Харьковстандартметрологии» ставит свою пломбу. Поэтому год выпуска счетчика, указанный в его техпаспорте, не означает, что этот счетчик «давний». 

— Меня зовут Алексей. Каков срок эксплуатации электросчетчика, когда его нужно заменять? 
— Электросчетчик имеет срок эксплуатации, и когда он заканчивается, мы обязаны заменить его. Их замена бывает плановой или внеплановой — по заявкам потребителей. Планово однофазные приборы учета должны менять раз в 8 лет, трехфазные — раз в 4 года бесплатно. В принципе мы добились того, что у нас счетчиков с просроченным сроком госповерки очень мало. Внеплановые замены производятся в случае, если счетчик не работает по вине завода-изготовителя — бесплатно, по вине абонента — услуга платная. По заявке потребителя, к примеру, если он хочет установить, как он считает, более надежный прибор или по другим причинам — платная услуга. 

Если в щитовой со счетчиками мусор 
— Меня зовут Валентина. В нашем пятиэтажном доме счетчики установлены в щитовой на площадке. Дверца ящика отсутствует, в щиток бросают мусор. Я опасаюсь, что может возникнуть пожар. Пыталась почистить, но там ток, и мне страшно. Куда обратиться, чтобы закрыли ящик на ключ? Мы бы купили замок

— Валентина, для вашей безопасности не советую самостоятельно очищать щитовую от мусора. Ответственность за содержание щитовых возложена на жилищно-эксплуатационные организации, балансодержателей домов. Если ваш дом в коммунальной собственности, вам нужно обращаться в районный участок «Жилкомсервиса» (бывший ЖЭК). 

— Вас беспокоит Юрченко Анатолий Васильевич. Кто должен оплачивать освещение на площадке и в коридоре нашего общежития? 

— Освещение лестничных клеток, коридоров и мест общего пользования не является поводом для взыскания этих денег с потребителя напрямую. Все эти затраты относятся к квартплате и коммунальным услугам, которые вы платите своему жилищному ведомству. 

— Еще вопрос. У нас в общежитии на кухне электроплиты. В связи с этим тарифы должны быть обычные или какие-то льготные? 

— Если наличие электроплит предусмотрено проектом дома, оплата за электроэнергию взимается по тарифу, который предусматривает использование электроплит и электроотопительных приборов. В этом случае применяется тариф 18,72 коп. за 1 кВт/ч. В домах без электроплит тариф 24,36 коп. за 1 кВт/ч. 

Можно не пускать контролера? 
— Меня зовут Олег Владимирович. Как часто контролеры должны посещать абонентов? 
— Согласно Правилам пользования электроэнергией для населения, энергоснабжающие организации имеют право не реже одного раза в шесть месяцев производить контрольное считывание с показаний приборов учета. В АК «Харьковоблэнерго» контролер посещает каждого бытового потребителя ежемесячно и записывает показания счетчика. 

— Каковы санкции с вашей стороны за недопуск контролера к счетчику? 
— К сожалению, у нас существуют препятствия в работе. Хорошо, если счетчики установлены на лестничных клетках, куда контролер имеет доступ и без проблем записывает показания в маршрутную ведомость. Если абоненты в это время находятся дома, контролер приглашает их расписаться, подтвердив записанные цифры. 

Однако нередки случаи, когда жильцы устанавливают тамбуры-перегородки — и счетчики оказываются за дверью. В этом случае считывание показаний затруднено. Большинство потребителей открывают двери и дают возможность контролерам записать данные. 
Препятствуют доступу тогда, когда есть нарушения. Либо срабатывает человеческий фактор — не хочу и все! Хотя в Правилах пользования и в договоре, который мы заключаем с каждым потребителем, предусмотрено обязательное обеспечение доступа к прибору учета персонала энергоснабжающей организации. 

В случае недопуска мы предупреждаем потребителя, назначая новую дату и время. Если и в этот раз допуска к прибору учета не будет, мы оставляем письменное предупреждение о возможности отключения электроэнергии и через 30 дней после предупреждения имеем право отключить. А если выявляются нарушения Правил пользования электрической энергией (воровство, например), то составляется акт и также производится отключение — в этом случае без предупреждения. 

После подобных случаев, к примеру, в частном секторе, мы выносим приборы учета на фасад — туда, где наш персонал может легко посмотреть показания приборов. 

Электроэнергию воруют миллионами 
— Меня зовут Владимир Степанович. Слышал, что в частном секторе сейчас активно и быстро выявляют хищения электроэнергии благодаря какому-то новому хитрому прибору? Это так? 

— Владимир Степанович, приборы, которыми мы пользуемся для выявления нарушений правил пользования, не настолько новые. Они называются БИС и постоянно совершенствуются. Не заходя в дом, мы делаем замеры и определяем, где есть нарушения. И не только в частном секторе. А потом в установленное законом время предлагаем потребителю допустить нас к обследованию электроустановок. И в большинстве случаев находим эти нарушения. 

— Много хищений выявляете? 

— Приведу такие цифры — в 2008 году выявлено 5374 случая хищения электроэнергии на 35,5 миллиона гривен. В январе этого года — 705 случаев на 656 тысяч. За часть февраля — 314 случаев на 323 тысячи. Это впечатляет. А ведь мы покупаем электроэнергию на рынке и перепродаем ее нашим потребителям — как физическим, так и юридическим лицам. 
Электроэнергия — это товар, поэтому он должен быть оплачен. Кстати, стоимость похищенной элеткроэнергии в полном объеме взыскана с нарушителей. 

— Меня зовут Евгений. Харьков — город талантов. Какие виды хищений производят наши умельцы? 
— Все зависит от технической осведомленности потребителей. Нарушения на приборе учета, открытые набросы, очень много скрытых отпаек, перефазировок (изменений схем подключения электроустановок мимо счетчика), искусственных заземлений и прочее. Обучать не буду! 

— А каковы санкции при выявлении подобных нарушений? 
— В первую очередь составляется акт о нарушении правил пользования. Это документ строгой отчетности с логотипом. Один экземпляр оставляем потребителю, второй — у нас. Акт считается действительным, если его подписали три работника энергоснабжающей организации. Если потребитель отказался подписать — делается отметка об отказе. 

При выявлении нарушений мы обязаны прекратить подачу электроэнергии. Это первичная мера. После этого мы производим доначисления за электроэнергию, которая была использована вне прибора учета, иными словами украдена. Существует методика проведения доначислений, утвержденная НКРЭ. Выписывается счет для добровольной оплаты недоучтенной электроэнергии. 

Небольшие нарушения на приборе учета, которые линейный контролер может увидеть при ежемесячном обходе (например, отсутствие пломбы) — обсчитываются со дня предыдущего его посещения. Эти суммы меньше. При более серьезных нарушениях, например, скрытых отпайках, доначисление производится со дня последней технической проверки, но не больше срока исковой давности — не более трех лет. Техническую проверку не путайте с ежемесячным съемом показаний счетчика. Техническая проверка — более глубокая, производится высококвалифицированным персоналом с помощью спецприборов. 

Если после 10 дней после вручения счета потребитель его не оплатил, дело передается в суд. Практика показывает, что решения судов по принудительному взысканию задолженности на 95% — не в пользу потребителя (если акт составлен без нарушений процедурных вопросов). В нашей практике были случаи, когда потребители воровали электроэнергию особо изощренными методами. Вот решение суда Дзержинского района, где сумма доначисления для бытового потребителя составляет 27 тысяч 692 гривны 86 копеек. Нарушение — скрытая отпайка. Если мы обнаруживаем скрытую розетку, рассчитываются все сечения проводов, которые идут от скрытой отпайки и до этой розетки. Доначисление в этом случае производится в соответствии с методикой и составляет от 5 до 50 тысяч гривен. И нарушителям приходится платить. 

Личное дело
Полтавская Надежда Владимировна — заместитель директора «Харьковэнергосбыт» (по бытовым потребителям) АК «Харьковоблэнерго».
В 1983 г. окончила Киевский политехнический институт (по специальности электроснабжение промпредприятий, городов и сельского хозяйства), инженер-электрик. С 1983 по 1987 гг. — начальник абонентской службы Сумского областного предприятия «Энергонадзор». С 1987 по 2003 гг. — начальник абонентской службы, замначальника по сбыту, энергонадзору и экономики сумских городских электросетей, инженер 1-й категории отдела сбыта, ведущий инженер ГАЭК «Сумыоблэнерго» (с 1998 г. — ОАО «Сумыоблэнерго»). С 2003 по 2004 гг. — советник директора «Харьковэнергосбыт» АК «Харьковоблэнерго». С 2004-го по настоящее время — замдиректора по быту «Харьковэнергосбыта» АК «Харьковоблэнерго».
Сколько электроэнергии потребляют харьковчане
В Харьковской области 1 млн 200 тыс. бытовых потребителей электроэнергии. В 2008 г. они потребили 1 млрд 657 млн кВт/ч на 356 млн 168 тыс. грн.