Сайты многих банков пестрят объявлениями о продаже залоговых машин. Неужели у заемщика не остается другого выхода, как вернуть купленную машину банку, выясняла корреспондент «ВХ».

Официальные сайты многих банков пестрят объявлениями о продаже залоговых машин. Это те авто, за которые их владельцы из-за кризиса не смогли рассчитаться по кредиту. Неужели у заемщика не остается другого выхода, как вернуть купленную машину банку, выясняла корреспондент «ВХ».

— Наибольший процент невозврата — среди заемщиков кредитов на авто стоимостью до 30 тысяч долларов, — поделился сотрудник одного из харьковских банков Андрей. — Многие брали их для различных видов автоуслуг, например такси. А при такой нагрузке и километраже машины часто ломались. В итоге заемщику выгоднее вернуть это авто банку, нежели продолжать выплачивать сам кредит. 

По словам банкира, после Нового года некоторые банки даже арендовали дополнительные места на стоянках в Харькове для залоговых авто, и ситуация продолжает ухудшаться. Предложения о продаже таких машин банки уже размещают на своих Интернет-сайтах.
— Цена на залоговое имущество ниже рыночной, но денег на покупку машин даже по сниженным ценам у населения нет, а кредит не возьмешь — практически все банки приостановили кредитование, — говорит Андрей. 

Полудетективная история со слежкой и задержанием 

Но среди предлагаемых к продаже залоговых авто — не только те машины, которые хозяева вернули добровольно. Некоторые банкам приходится забирать силой.
— Забрать «проблемные» машины без суда нельзя, — разъясняет специалист юридической компании, предоставляющей коллекторские услуги (по возврату долгов) Валерий Литвиненко. — Процедура, как правило, следующая: если человек задолжал, банк подает иск в суд, чтобы взыскать задолженность, которая образовалась по договору залога (где залогом выступает сама машина). И уже по решению суда исполнительная служба занимается изъятием авто. 

К слову, тут часто начинается почти детективная история, поскольку залоговый автомобиль еще нужно отловить. 

— Исполнительная служба особого рвения в этой ситуации не проявляет. Поэтому сотрудники банка, подключая собственную службу безопасности, своими силами выслеживают нужный автомобиль, «ведут» его до самого дома, вычисляют, когда должник обычно отправляется на авто, например, на работу, — рассказывает Валерий Литвиненко.– У гаража сотрудник банка встречает владельца и любыми (законными!) способами: разговорами, расспросами, просьбами «помочь посмотреть заглохшую машину», пытается его удержать на месте. А в это время другой банкир мчится за исполнителем, привозит его на место и тот уже опечатывает залоговую машину… В подобных случаях банки нередко обращаются за помощью и в коллекторские компании. И тогда уже мы занимается таким расследованием. 

Перед тем, как исполнительная служба выполнит решение суда об изъятии автомобиля, у заемщика есть неделя, чтобы продать авто и погасить кредит. Исполнители помогают найти покупателя, но в условиях кризиса выручить приличные деньги почти невозможно.

Не всегда, по словам Валерия, должник добровольно отдает ключи от машины.
— В таких случаях исполнители опечатывают машину, отбуксируют ее, вскрывают и меняют замки, — говорит специалист. — Если ключи получить все же удалось, исполнители вызывают сотрудника ГАИ, который и транспортирует автомобиль на штраф­-площадку. Дальше переоформляются документы, и машина продается с аукциона. 

ГАИ здесь ни при чем 
В такую «полудетективную историю со слежкой и задержанием» попал изрядно задолжавший банку Алексей. В октябре 2007-го он взял в кредит «Шкоду», но когда потерял работу, оплачивать заем уже не смог. Он рассказывает, что получал напоминания из банка о выплатах, и однажды… 

— Останавливают меня сотрудники ГАИ и утверждают, что мой автомобиль был замечен в ДТП, о чем свидетельствует разбитая фара (вообще-то она пострадала при неудачной парковке). Пока они морочили мне голову, прибыли исполнители и опечатали машину. А сотрудники ГАИ… сказали, что произошла ошибка, и уехали. 

Но старший инспектор группы профилактической работы УГАИ г. Харькова Олег Никоненко категорически отрицает участие ГАИ в подобных мероприятиях. 

— Человек не может выплатить кредит банку, при чем здесь ГАИ? Это «головная боль» банковской службы безопасности. И за помощью они к нам не обращаются, — утверждает правоохранитель. — Здесь нет состава преступления по линии милиции — должник что — убил кого-то, задавил?.. 

К слову, волна детективных историй, начавшаяся за несколько месяцев до кризиса, по словам Валерия Литвиненко, теперь сходит на нет. 

— Люди сами приезжают, кладут ключи от авто на стол директора банка со словами: «Забирайте машину, я больше не могу платить…» Два месяца назад, пожалуй, каждый третий, взявший автомобиль в кредит, добровольно отказался от машины, — говорит Валерий Литвиненко. 

Сам себе продавец 

Перед тем, как исполнительная служба примется выполнять решение суда, у заемщика есть семь дней, чтобы самому продать автомобиль и погасить кредит. Причем, по словам Валерия Литвиненко, исполнители помогают человеку реализовать автомобиль, если у них есть контакты в автосалонах, старается найти покупателя и банк. 

— Но машину, купленную год назад за 40 тысяч долларов, сейчас реально продать лишь за 20. Заемщик выплатил за него 4 тысячи долларов, при продаже выручит 20 тысяч, а где взять остальные? — обрисовывает ситуацию специалист. 

В таких случаях исполнительный лист опять передается в исполнительную службу, и остаток долга взыскивается по суду за счет имущества должника или зарплаты… 

— А у должника часто больше и брать-то нечего. Ну, есть у него, скажем, трехкомнатная квартира, но в ее приватизации участвовали заемщик и его родители. Значит, надо квартиру делить на троих, и что делать с этой третьей частью? — говорит Валерий.
Есть такой вариант, правда, он незаконный: чтобы вынудить должника заплатить, в «поделенную» квартиру банки подселяют своего человека, который начинает буквально терроризировать соседей по квартире. И родители должника готовы на все, лишь бы выкупить у банка свою долю и избавиться от неприятного соседства. 

Банкам автомобили без надобности

— Машины забирать невыгодно — их проблематично реализовать в период кризиса, — уверяет директор отделения одного из харьковских банков Виталий Лесик. — Лучше получать от должника хотя бы проценты на время кризиса, нежели забрать машину и смотреть, как она ржавеет на стоянке возле банка. Ведь на авто нужно найти покупателя, а если его продают через аукцион — дай Бог вернуть хотя бы половину выданного кредита. Вторая половина остается «висеть» на клиенте, а это дополнительные сложности. Поэтому мы идем на реструктуризацию долга, отсрочку, пролонгацию (продление срока кредитования), лишь бы человек платил хотя бы проценты.