В четверг Верховная Рада поставила жирный крест на попытках профсоюза таксистов подправить «под себя» украинское законодательство. 291 голосом «за» народные депутаты приняли во втором чтении изменения к Закону Украины «Об автомобильном транспорте» (документ № 6281). В числе прочего перевозчикам теперь придется обзаводиться таксометрами.

В начале ноября нынешнего года прошла так называемая всеукраинская акция протеста, организованная Профессиональным союзом таксистов Украины и его председателем Василием Попиком. Тогда таксисты просили президента Виктора Ющенко не допустить принятия парламентом во втором чтении законопроекта 6281 «О внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте». В частности, они просили, чтобы из этого документа была изъята госрегистрация такси с отметкой в техпаспорте, дополнительная сертификация машин и оборудования, установка кассовых аппаратов в автомобилях и государственная регулировка тарифов. Другие требования касались демонополизации рынка горючего и снижения цен на бензин и сжиженный газ.
Оказалось, что на дальнейшую судьбу принятых в первом чтении поправок к Закону Украины «Об автомобильном транспорте» эти события так и не повлияли. Впрочем, желание депутатов упорядочить хаотичную сферу пассажирских перевозок вполне понятно. А таксисты, вышедшие (выехавшие) тогда на митинги, продемонстрировали свою жадность и некомпетентность. По некоторым данным, всего по Украине выдано сегодня около 14 тыс. лицензионных карточек, а реальное число таксистов — примерно 150 тысяч.
По сути, единственный человек, кто, можно сказать, выиграл от так называемой всеукраинской забастовки, это Василий Попик, глава профсоюза таксистов Украины. Теперь он с полным правом может торговаться с политиками за проходное место в какой-либо популярной партии. Еще бы — смог поднять волну протеста по всей стране! Неважно, что протесты недостаточно обоснованны, главное — можно на этом деле въехать в новую Верховную Раду, да еще и с расширенными полномочиями. Что же касается рядовых таксистов, то, как выяснилось, никто из них в глаза не видел текста с будущими законодательными поправками, зато поверили на слово своим профсоюзным руководителям. Еще и «повелись» на требования, которые в цивилизованном обществе никто выдвигать не станет по причине их нелепости.
Самым абсурдным является требование отменить введение счетчиков. Ведь именно наличие счетчика является главным доказательством того, что вас везет законный водитель, а не какой-нибудь «шараш-монтаж». И потом, в случае чего, можно будет найти хоть какие-то концы и привлечь к ответственности виновных (если это будет необходимо). При этом вопрос, брать или не брать чек — дело каждого клиента. Кроме того, само название «такси» произошло от французского «такс» («плата»). Уже первые автоизвозчики, появившиеся в Лондоне в 1907 году, были оснащены специальными счетчиками. То же самое касается и харьковских таксистов, новые машины для которых в 50-е годы прошлого века поступали уже со счетными приборами.
Понятное дело, люди всегда возмущаются, если по той или иной причине их доходы несколько снижаются. Хороший пример — одно из последних (правда, недолгих) подорожаний проезда в маршрутных такси якобы из-за скачка стоимости газа и бензина. Ведь получилось так, что рентабельность перевозки одного пассажира снизилась тогда на 5 копеек, а перевозчики подняли цену проезда на целых 25 копеек. То же самое касается и счетчиков, стоимость установки которых (по данным таксопарков) составляет немногим более тысячи гривен — цена мобильного телефона среднего класса.
Вопрос в том, кто именно должен устанавливать эти счетчики и за чей счет. Конечно, если водителю говорят, что он должен делать это за личные сбережения, он, естественно, возмутится. И наоборот, если счетчики изначально ставит фирма, которая занимается таксоперевозками, то какие могут быть претензии? Кстати, официальные таксопарки страны (которые уже давно работают со счетчиками) не поддержали требований профсоюза таксистов, потому что они считают: для разных игроков одной отрасли должны быть созданы равные условия деятельности.
Тем не менее средства на пикетирование в Киеве нашли именно «бедные» и «несчастные» (по их собственному утверждению) таксисты. При среднем расходе топлива в 8 литров на 100 км (для «Волги» — значительно больше) поездка в обоих направлениях заберет из кармана почти 300 грн. (и это без учета передвижения по столице). А ведь нужно еще и питаться чем-то, и где-то переночевать (если в авто — плюс бензин на обогрев салона). Кроме того, несколько нерабочих дней — это тоже убытки. То есть для каждого акция обошлась как минимум в 500 гривен. А это — половина цены счетчика.
По разным данным, заработок киевских таксистов составляет примерно 4-5 тыс. грн. в месяц. Конечно, региональным «водилам» везет в два-три раза меньше (спрос не такой высокий), но в любом случае заработка обычно хватает на безбедное существование всей семьи. Например, один из жителей Чугуева бросил относительно непыльную работу в магазине и поменял зарплату в 2 тыс. грн. на работу таксиста. Таксуют — значит это выгодно. И элементарная жадность некоторых таксистов (к счастью, не всех) не должна становится препятствием на пути в цивилизованное общество, где царят единые и понятные для всех правила игры.