Анатомию бесконечно пульсирующей и даже штормящей человеческой мысли можно увидеть в городской художественной галерее.

Муниципальная галерея презентовала выставку живописца Михаила Жукова и скульптора Александра Ковалева. На двух этажах галереи больше полусотни живописных холстов, работ из дерева и бронзы. В картинах и скульптурах немало женских образов: они то едва уловимы в дымке, то бросаются в глаза отчетливым характером и настроением. Но художники не ограничились «женской идеей», отпустив на свободу свое крылатое воображение. Выставку назвали «Отношения»: творцы расширили тематику выставки от отношения к женщине до отношения к самому себе и к мирозданию вообще. 

Скульптор Александр Ковалев создал в металле целую философию. Материал — бронза, тонированная серебром или бронзой: холодные и теплые оттенки. 

— Тонировка — это финал. От ее выбора зависит очень многое: тут либо пан, либо пропал, — признается Александр Ковалев. 

Вот теплый солнечный зайчик — немножко расслабленный и печальный: это бронзовое зимнее солнышко, объясняет автор. А вот тяжелоатлет — смертельно уставший, нависший над штангой. 

— Как-то на одном из чемпионатов мира меня потряс спортсмен-вьетнамец: во время состязаний он буквально рухнул под штангу — у него был серьезно поврежден позвоночник. Но штангист сломал позвоночник, но не дух: несмотря на страшную травму, он снова вышел на подмостки. Меня поразила сила человеческой воли, — рассказывает предысторию скульптуры «Штангист» Александр Ковалев. 

«Поэт» — почти без лица, с кружевным ажуром губ, глаз и целого мироздания в голове. Вот «Ворон» — много поживший и всякого повидавший на своем веку. В выражении «лица» мудрой птицы — максимальное напряжение внутренних сил, густо сконцентрированная динамика: он явно ищет ответа на какой-то очередной, очень сложный философский вопрос. Еще одна скульптура Александра Ковалева — «Мысль»: принципиально отрешенные от внешнего мира глаза-шарики. Зато за ними «вид головы изнутри»: а уж там… квинтэссенция работы пульсирующего мозга. Девятым валом штормят мысли: мозг накатывает тяжело, как волна. 

Большинство работ Александра Ковалева — почти анатомические: взгляд на мир изнутри.
Казалось бы, выставка уже почти дала понимание того, чем дышит скульптор. Но вдруг за колонной — вовсе неожиданная встреча: глаза «Ноmо Sаpiеns». Пронзительный — зрачок в зрачок — очень тоскливый, ищущий и не находящий взгляд человека, загнанного жизнью в угол. 

— Огромная и страшноватая напряженность во взгляде, — соглашается автор. — Я даже не хотел выставлять эту скульптуру на выставке. «Ноmо Sаpiеns» — это работа 90-х годов, у меня тогда был очень трудный период. Работать над ней было настолько тяжело, что долго не мог ее сделать. Поначалу даже думал выполнить из стекла — тогда впечатление было бы полегче. 

Выставка «Отношения» продлится до 21 марта.