Такая идея появилась у жителей ХТЗ, которые жили по соседству с семьей Алексея Васильевича Погорелова — «великого геометра ХХ века», как окрестило его Американское математическое общество еще в 80-х годах.

Прочитав в нашей газете (№ 24 от 3 марта 2009 г.) информацию о том, что готовится открытие барельефа Погорелова на здании Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, в редакцию обратились харьковчане, которые поделились зародившимися у них планами. Всеволод Георгиевич Лубяной припомнил, что семья академика проживала в довоенном доме № 29 на улице Второй Пятилетки. 

— Мои старшие родственники ходили с будущим академиком в школу, — говорит Всеволод Георгиевич. — А отец Погорелова Василий Степанович строил ХТЗ. Мы должны гордиться, что в нашем районе такие люди жили. Я за то, чтобы восторжествовала справедливость и на доме № 29 появилась мемориальная доска. 

— Я живу на улице Второй Пятилетки — зачем нам такое название? А была бы улица Погорелова — совсем другое дело, — говорит другой наш читатель Александр Александрович Вихляев, он жил в 60-х годах с родственниками академика на одной лестничной площадке, тоже на ХТЗ.  

Пока в Харькове есть два памятных знака: горельеф был установлен в 2005 г. на здании Физико-технического института низких температур, где академик Погорелов руководил отделом геометрии практически до самой смерти (умер в 2002 г. в возрасте 83 лет, после переезда к сыну в Москву), а 11 марта на фасаде хну открыли бронзовый барельеф
геометра. 

Кстати, на открытие барельефа приезжал сын академика — Леонид Алексеевич. Все, кто помнил его отца, удивляются — они похожи как две капли воды. Леониду Алексеевичу отец запомнился строгим, всегда очень серьезным, неконфликтным и предельно порядочным человеком. 

— В каждом своем действии, в работе папа был абсолютно последовательным и замкнутым. И результатом его работы была точная, выверенная последовательность действий, которая позволяла бы любому пройти по его пути, — рассказал сын академика. — Простой пример. Однажды ко мне подошла сотрудница с жалобой на учебник геометрии Погорелова. Мол, задачи там слишком сложны даже для нее самой. А когда я рассказал эту историю отцу, тот спросил — задачи решали все подряд или выборочно? Оказалось, если решать все подряд — ответы будут появляться автоматически и легко. 

С 1947 г. академик Погорелов начал преподавать в Харьковском университете (с 1950 г. — профессор). Путь от родительского дома в районе ХТЗ к университету ученый с мировым именем проделывал пешком — из-за проблем с транспортом (метро тогда еще не построили).
— Чтобы не терять времени зря, Алексей Васильевич сам смастерил себе подобие пюпитра на грудь и шел, читая книгу, — рассказал сын академика.