Хореограф Наталья Гоенко уже более десяти лет обучает танцевальному мастерству воспитанников областной специализированной гимназии-интерната для слепых детей им. Короленко. Все ее ученики либо вовсе незрячие, либо с остаточным зрением. Хотя на сцене детвора двигается довольно свободно и непринужденно. Прошлой осенью хореограф впервые вывезла своих воспитанников на международный фестиваль в Польшу, откуда они вернулись с призом зрительских симпатий. Поляки харьковским гимназистам аплодировали стоя.

В Украине гимназий для незрячих детей целых восемь, но ни в одной из них среди общеобразовательных и факультативных предметов нет хореографии. Долгое время такого удовольствия были лишены и воспитанники харьковской гимназии-интерната. В курс обязательных предметов входила ритмика, это что-то наподобие школьной физкультуры. Все изменилось с приходом в специализированное учебное заведение Натальи Гоенко. До этого никому и в голову не приходило, что незрячие дети смогут танцевать на сцене, а Наталья решила попробовать.
— Первые полгода было невыносимо трудно, — вспоминает педагог. — Не знала, с какой стороны подойти к этим детям, с чего начинать обучение. До прихода в гимназию я работала с профессиональными танцорами. Но буквально через полгода общения с детворой поняла, что им жалость ни к чему. Этим детям нужно помочь, чтобы они почувствовали себя уверенней в этом мире. И вместе мы начали серьезно работать.
Специальной методики преподавания танцев незрячим детям, утвержденной на уровне Министерства образования, как не было, так и нет до сих пор. Наталье ничего не оставалось, как положиться на свою интуицию и действовать. Все занятия строились в игровой форме, иначе объяснить те или иные танцевальные приемы не удавалось. В качестве учебного пособия выступали разнообразные игрушки. С помощью огромного игрушечного медведя, которого должен был подержать в руках каждый ученик, хореограф пыталась дать детям представление об объеме. На занятиях Наталья работала с каждым индивидуально: кому-то руку направить в нужную сторону, кому-то ноги поставить в правильную позицию. Сложнее всего ребятам давались упражнения на координацию, но и здесь изобретательный педагог нашла выход. Под ритм стихотворения «Белеет парус одинокий» начинающие танцоры довольно быстро освоили одно из сложнейших упражнений.
— Я до сих пор не знаю, правильно действую или нет, — рассказывает педагог. — Не хватает обмена опытом с коллегами. Хотя и сомневаюсь, что где-то подобный опыт имеется. Во всяком случае немцы, когда увидели, что вытворяют наши дети на сцене, были поражены и всерьез заинтересовались моей методикой.

Хореография не входит в перечень обязательных предметов, но на уроки приходят почти все ученики гимназии, несмотря на загруженность. Ведь, кроме общеобразовательных предметов, почти все гимназисты играют как минимум на одном (а кое-кто и на двух-трех) музыкальном инструменте. Сами ребята уверяют, что хореография — любимый предмет. Детвора считает, что умение владеть своим телом и хорошо двигаться пригодится им в жизни не меньше, чем те же иностранные языки или математика. Уроки по танцевальному мастерству проходят ежедневно, по 20-30 минут. Больше не разрешают медики. Многим подопечным Натальи врачи вовсе запрещают заниматься танцами, говорят, что здоровье не позволяет. А для ребят танцы — это лучшая терапия — как для тела, так и для души. У девятнадцатилетнего Константина серьезные проблемы с позвоночником. Врачи в один голос твердят, что парню нельзя делать тяжелых физических упражнений, но Костя не особо прислушивается к наставлениям медиков. Парнишка танцует брейк, причем научился брейкерским движениям самостоятельно. Смотрел по телевизору (благо хоть чуточку, но видит), как это делают профессионалы, а потом в зале самостоятельно отрабатывал движения. К счастью, самообучение обошлось без серьезных травм, но ссадин и синяков избежать все же не удалось. Сейчас парню под силу даже трюки, которые выполняют акробаты и гимнасты.
Как уже говорилось, в прошлом году, после десяти лет работы, хореограф впервые вывезла воспитанников на международный фестиваль в Польшу. Причем спонсировала их Наталья из собственного кармана. В этом году у педагога родилась идея провести фестиваль совместно с поляками. Наталья говорит, что ее инициатива пришлась по вкусу мэру города Вроцлава и есть надежда, что ее поддержит сам президент Польши. У нас в стране пока что организовать подобную акцию не представляется возможным. Дай Бог, чтоб к тому времени в Харькове нашлись меценаты, готовые профинансировать хотя бы проезд и проживание харьковских танцоров во время фестиваля в Польше.