380 млн грн. — авиазаводу, 75 млн — метростроевцам, деньги на новую взлетно-посадочную полосу в аэропорту, госзаказ для завода им. Малышева… И все это — всего за один визит премьера в Харьков.

Сразу с трапа самолета, глянув, как продвигается строительство терминала Харьковского аэропорта, премьер-министр помчалась на авиазавод. Добирался кортеж без остановок. Но и сотрудникам завода, и местным журналистам в холодном ангаре предприятия все же пришлось «пританцовывать» больше часа — охрана перестраховалась, собрав всех раньше времени. Кстати, к задаче защиты высокопоставленной персоны здесь подошли очень ответственно, кроме техники и сумок, проверили даже букет цветов (38 белоснежных роз оттеняла одна алая) от профкома ХАЗа. 

Тимошенко в Харькове: подробности визита (фоторепортаж)

Юлия Тимошенко, как всегда, элегантно одета и благодушно настроена — протягивает рабочим руки через установленные ограждения, здоровается. Женщины-сотрудницы жмутся друг к другу и, восхищенно глядя на премьера, пытаются сфотографировать ее на камеры телефонов. Заявления премьера (выделить из стабилизационного фонда ХАЗу 380 млн грн на достройку девяти самолетов и в дальнейшем восстановить на заводе около тысячи рабочих мест) вызывают у сотрудников ХАЗа бурю аплодисментов, а вопросы журналистов — недоумение. 

— Мы уже работаем, электричество есть, зарплату практически всю выплатили, только за май прошлого года должны, — нехотя отвечают на расспросы представителей СМИ люди. 

А премьер уже собирается дальше по маршруту. Стекло в машине опускается, и Юлия Владимировна, как в лучших традициях советских времен, всем улыбается и машет…
Даже пикетчики на площади Свободы (кто-то вышел в поддержку премьера, кто-то — с критикой и просьбами) не могут лишить ее присут­ствия духа. Выслушав претензии строителей относительно харьковского ГАСКа, глава правительства пообещала разобраться в конфликте и направилась в облгосадминистрацию. Здесь вместе с министром промышленности и губернатором Юлия Владимировна собрала совещание: как справиться с кризисом. В зале аншлаг. В списке выступающих — больше десятка промышленников и чиновников. Многие пришли с уже подготовленными предложениями и просьбами. Премьер слушает очень внимательно, что-то помечает, кому-то тут же отвечает. 

— На уровне госбюджета у Харькова два ключевых вопроса — это взлетная полоса, чтобы аэропорт мог принять гостей к Евро-2012, и две недостроенных станции метро, — подтверждает премьер-министр.

И метро, и аэропорт будут достроены, заявила премьер. Но… если харьковские власти не перестанут вкладывать в них деньги.

По словам мэра Михаила Добкина, на завершение в этому году станции «Алексеевская» и продолжение строительства станции «Победа» необходимо 250 млн грн. Чтобы «законсервировать» «Алексеевскую», местным властям понадобится не менее 40 млн грн. Но если строительство не продолжить, туннель под грузом дорог может начать проседать. 

— Сегодня в эти две станции уже вложено порядка 230 млн грн.; из них — 119 млн из госбюджета, 111 млн — из городской казны, практически «50 на 50», — заверил градоначальник. — Если на «Алексеевскую» вовремя будут выделены средства, метростроители героическими усилиями смогут сдать ее уже в этом году. У нас на 2009 год заложено 20 млн грн. на инженерные сети, но мы их направим только при условии, что и государство выделит деньги. 

— Когда я ехала в Харьков, навела справки — для завершения строительства станций необходимо 150 млн грн., — парировала премьер-министр. — Финансировать будем «50 на 50» — мы выделим 75 млн грн. 

По словам Михаила Марковича, теперь дело за решением Верховной Рады, которая должна внести изменения в госбюджет. 

— Будет решение государства — мы внесем коррективы в свой бюджет, — заверил он. – Хотя сказать, что у нас есть 75 млн грн., будет неправильно, — у нас их нет.
— Вероятнее всего, будут задействованы деньги из бюджета развития области, — более оптимистичен губернатор Арсен Аваков. 

Что касается второго приоритета Харькова — подготовки к Евро-2012, то и тут Юлия Владимировна не скупилась на обещания: 

— Могу сказать, что темпы и качество строительства — удовлетворительны. Государство профинансирует взлетно-посадочную полосу аэропорта, а бизнес совместно с местными властями — строительство терминала аэропорта и стадиона. 

Премьер потребовала показательные процессы 



Такую реакцию Юлии Тимошенко вызвал доклад начальника КРУ в Харьковской области Алексея Щербакова. По его словам, аудит ГП «Харьковский завод шампанских вин» выявил, что при себестоимости бутылки шампанского в 8,5 грн. ее цена в торговой сети минимум в два раза больше. 

— Разница «оседала» у торговых посредников, которые даже взимали с предприятия плату за оказание услуг по продвижению продукции. В итоге за два года за маркетинговые услуги завод заплатил 32 млн грн., а всего потерял 47 млн грн. чистой прибыли, — сообщил Алексей Щербаков. 

Еще одно предприятие, где КРУ выявило нарушения — авиазавод. Как следует из доклада Алексея Щербакова, из 1 млрд грн., взятых в кредит предыдущим руководством завода на развитие производства, около 500 млн грн. было использовано не по назначению. Также КРУ заявило о фактах преднамеренного банкротства госпредприятий. 

Юлия Тимошенко призвала прокурора области разобраться с этими фактами, заявив что власть должна провести несколько показательных процессов над расхитителями госсобственности.