В Харькове закончился VII открытый Биеннале детского творчества «От пяти до десяти лет». Едва успев отойти от конкурсных переживаний, дети в полную силу готовятся к новым испытаниям своих талантов. Но насколько безвредно для здоровья ребенка бесконечное сидение за фортепиано, да еще на фоне погони за хорошей успеваемостью в школе?

— Все обладатели Гран-при Биеннале сейчас выступают на мировых сценах, — рассказывает автор проекта, заслуженный деятель искусств, в прошлом директор Харьковского лицея № 133 Раиса Савиных. — И это самая большая победа, ведь главное для основателей фестиваля — зажечь новые звездочки. 

Одной из таких звездочек в этом году стала восьмилетняя Екатерина Курилко. Ученица второго класса лицея искусств № 133 получила Гран-при конкурса в номинации фортепиано. Она исполняла Вальс Шопена — произведение, технически сложное и насыщенное совсем не детскими эмоциональными переживаниями. Но не сложно ли восьмилетнему ребенку играть, а главное, эмоционально проживать такую музыку? 

— Биеннале для Кати — один из этапов подготовки к другим конкурсам, на которых играют не менее сложные произведения, — считает педагог девочки по классу фортепиано Инна Решетова. — Нынешние дети отличаются от прежних поколений, они намного опережают их в развитии. Давать им усредненную нагрузку — значит останавливать их рост, делать из гения серость. Общение с одаренными детьми требует от педагога колоссальных усилий, новых подходов, но дает потрясающую отдачу. Да, конечно, она осознает и принимает всю глубину произведений. А чтобы в детском сознании не было перекосов, я (как и всякий ответственный педагог) даю Кате разноплановую музыку. 

Юлия Курилко, мама Кати, уверяет: серьезные занятия музыкой даже школьным урокам не помеха. 

— Для игры на фортепиано нужна развитая мелкая моторика рук. А центры мелкой моторики в мозге связаны с центрами развития речи и мышления, — объясняет она. — Для меня это были просто слова, вычитанные в каком-то журнале для родителей, пока я не увидела, как Катя в конце первого класса считает сотнями. Я вспомнила себя в ее возрасте и поняла: она другая, более развитая. Когда мы вели ее в лицей искусств, я и подумать не могла, что Екатерина окажется музыкантом — мы ей прочили занятия живописью. Ей нравилась классическая музыка, но это ее увлечение терялось на фоне изрисованных стен, подушек и обоев. Но она не только хулиганила — в альбомах тоже рисовала очень много. И вот в лицее она попала в класс со специализацией фортепиано и живопись — и победила музыка. 

Но Биеннале — это еще и соревнование, а значит, это напряжение борьбы, стресс. Как справляется с такой нагрузкой детский организм, детская психика? 

— Ребенок должен быть подготовлен психологически и к проигрышу, и к победе. С точки зрения нормального физического развития, дополнительная нагрузка — музыка, живопись, танцы — вреда не принесет, но меру этой нагрузки нужно определять индивидуально,— советует кандидат меднаук, детский невропатолог консультативной поликлиники Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины Мария Мишанова.
Минусом конкурсной атмосферы может стать лишь девиз «Победа во что бы то ни стало», считает ведущий специалист лечебно-реабилитационного центра, психолог Юлия Раковская: 

— Если ребенок, которого так настраивали, вдруг займет не то место, у него могут начаться проблемы со здоровьем, психосоматические заболевания. Родителям нужно, во-первых, любить ребенка не за призы, а просто так, а, во-вторых, всегда проговаривать с ребенком перед соревнованием разные сценарии поведения как для победы, так и для проигрыша. Например, если ты победишь, мы пойдем с тобой в кино, а если ты не получишь Гран-при, то мы все равно пойдем с тобой в кино, ты же старался. Но заниматься мы будем чуть-чуть больше, чтобы на следующем конкурсе показать более высокий результат. 
Возраст от четырех до двенадцати лет — время активного формирования социальных установок в психике, проще говоря, в это время ребенок учится общаться, приобретает этот навык на всю оставшуюся жизнь. Чем более насыщен этот период жизни контактами, тем легче потом взрослому человеку будет даваться общение как в профессиональной, так и в личностной сфере. С точки зрения развития этого качества, конкурс — оптимальное место, — уверена психолог.