Не прошло и двух недель, как Верховная Рада ввела 13%-ную надбавку к пошлине на импорт — а правительство ее отменило. Как отреагировали на эту чехарду магазины?

Эпохальным решением от 18 марта Кабмин оставил 13%-ную надбавку к пошлине лишь на импортные холодильники и автомобили. Как объяснили в правительстве свой шаг, они опасаются, что другие страны, в свою очередь, могли ввести ограничения на украинские товары. 

— Пока официального документа об отмене нет. Вот когда постановление появится на сайте Кабмина… — не берется пока прогнозировать дальшейшее развитие событий председатель совета Харьковского областного отделения Украинского союза промышленников и предпринимателей Леонид Рубаненко. — Потому что буквально позавчера я видел протоколы, подписанные Юлией Тимошенко, где значилось одно, а потом читал письмо за ее же подписью в Верховной Раде, где указывалось совершенно противоположное. 

А импорт все же дорожает 

В супермаркетах подтверждают: надбавка еще не успела сказаться на цене импортных продуктов. 

— В марте наши поставщики еще не закупали новые партии товаров, — говорит менеджер по продажам одного из харьковских супермаркетов Александр. — Распродаем пока старые запасы. Но если бы закупки производились в этот период — цены с учетом надбавки и колебания курса доллара наверняка бы выросли не менее чем на 15%. 

И все же сложно не заметить, что практически все импортные товары резко выросли в цене. 

— Сегодня покупала зеленый чай — в два раза подорожал. Месяц назад стограммовая пачка стоила 10 гривен, сейчас — 20, — сетует покупательница Ирина. — Макароны итальянские подскочили в цене тоже в два раза — с 18 до почти 40 гривен. Рыба, морепродукты — где-то процентов на тридцать подорожали. Придется, наверное, переходить на дешевую мойву… 

Александр не отрицает — ассортимент заморских деликатесов на прилавках в последнее время сократился, а цены значительно выросли. Объясняет это пресловутыми кризисом и валютными колебаниями. 

— Иностранные поставщики напуганы кризисом и товар в долг не дают, а банки не выдают кредиты под залог покупаемого товара. Кроме того, импортеры закладывают в цену дополнительные риски на резкие перепады курса доллара, — объясняет специалист. — Ну и, конечно, магазины сокращают закупки товара, который пользуется небольшим покупательским спросом, — говорит он. 

Украина может лишиться импортных авто 



Автомобилисты обижены на то, что их сделали «крайними». 

— На грузовые авто и автобусы пошлина в 13% ликвидирована, надбавку не
сняли лишь с легковых автомобилей, — говорит сотрудник одного из харьковских автосалонов Дмитрий. — При уже существующей пошлине в 10% иномарки вырастут в стоимости до 15-16%. Естественно, такой ценовой удар не может не сказаться на результатах продаж… Импортеры грозятся в случае сохранения надбавки вообще прекратить завоз автомобилей в нашу страну… 

Помимо недовольства импортеров, сохранение надбавок может вызвать санкции со стороны стран — членов ВТО, которые занимаются автомобилестроением. 

— Россию мы «по носу ударили» — она тоже теперь грозится поднять пошлину на ввоз к себе украинской продукции по тридцати позициям, — говорит Леонид Рубаненко. — А на прошлой неделе Япония тоже объявила о намерении принять ответные меры, если 13-процентная надбавка к действующим ставкам ввозной пошлины на импортные товары будет распространяться на ввозимые в Украину японские автомобили.

Хотели защитить производителей
13%-ную надбавку к пошлине на импортные товары Верховная Рада ввела 6 марта. С ее помощью народные депутаты намеревались защитить отечественных производителей от последствий кризиса, а за счет вырученных средств наполнить Стабилизационный фонд.