Ученые утверждают, что пчелы и муравьи, в отличие от других насекомых, ведут себя как лучшие командные игроки. Как передаетВВС, результаты исследования ученых из Оксфордского и Эдинбургского университетов опубликованы в "Журнале эволюционной биологии".

Биологи исследовали поведение различных животных, используя математические модели. Они выяснили, что помогать друг другу, семейству или стае большинство животных не готовы. Даже если со стороны поведение особи может показаться взаимовыручкой, как правило, за ним стоит инстинкт самосохранения. Например, синхронные движения в стае рыб или бизонов не являются попыткой всем вместе спастись от опасности. В действительности каждая особь стремится оказаться в центре группы себе подобных, где опасность нападения меньше всего.

Однако, по словам биолога Энди Гарднера из Эдинбургского университета, поведение муравьев и пчел существенно отличается от описанной модели.

"Муравейник или улей может существовать как автономный организм. В улье рабочие пчелы рады помочь коммуне и готовы за нее даже умереть, потому что гены передает матка", - говорит Гарднер.

По его словам, подобные муравейнику или улью "суперорганизмы" в природе редки и могут существовать только в случае отсутствия внутреннего конфликта членов группы.

"Поэтому мы не можем использовать термин "суперорганизм" для описания, например, общества людей", - поясняет ученый.

СПРАВКА

ПЧЕЛЫ

Пчелы - "математики": соты, построенные ими, имеют самую прочную конструкцию, размеры соблюдаются с небывалой точностью: угол ячейки всегда равен 109*28' градусов.

Пчелы - "чемпионы" по обонянию: они воспринимают и различают запахи в 1000 раз сильнее человека, чувствуют аромат цветов более чем за 1 км.

Пчела иногда пролетает 46 тысяч километров, чтобы приготовить 100 граммов меда. Это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору. Рабочая пчела успевает опылить за день до 7 000 цветков.

Пчела, вылетающая из улья, несет слабый отрицательный заряд; в ходе полета она создает вокруг себя электрическое поле, а заряд меняется на положительный и усиливается до 1,5 -1,8 вольт особенно в ясную погоду.

Пчелы в период медосбора общаются между собой не только своеобразными “танцами” и издаваемыми звуками (не воспринимаемыми человеческим ухом), но и с помощью так называемых феромонов, выделяемых ими. Посредством этих биологически активных летучих веществ они обмениваются информацией и регулируют свою деятельность.

Муравьи – один из самых старых существующих видов насекомых на Земле. Окаменелости муравья были найдены более чем 100 миллионов лет тому назад. Муравьи, которых вы видите сегодня, не очень отличны от муравьев, найденных более чем 100 миллионов лет тому назад.

МУРАВЬИ

По своему общественному устройству муравьи – наиболее близкие к человеку существа на Земле.

Муравьи никогда не спят.

Муравей может поднять груз приблизительно в 100 раз тяжелее собственного веса.

Хитиновый покров муравьев–листорезов очень прочен. Зажатые килограммовой гирей между двух стекол, они неподвижны, как мертвые. Но стоит убрать груз, и насекомые как ни в чем не бывало убегают.

Некоторые виды муравьев могут пролежать под водой до четырех суток, а затем, извлеченные оттуда на сухое теплое место, вскоре оживают и ведут себя дальше как ни в чем не бывало.

Существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают все, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы.

Насекомое с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.

В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей-фуражер (занимающийся поиском пищи) несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» – убивают и самого пускают на фураж. Любопытно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.

Муравьи – активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля. Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. И по первому требованию тля выделяет им излишки нектара.

После зимы муравьи, чтобы согреть свой муравейник, начинают вылезать из него и принимать солнечные ванны. Потом они возвращаются обратно в муравейник, принося на себе тепло.

Челюсти одного из видов муравьев (Odontomachus bauri), способны двигаться поразительно быстро – они захлопываются со скоростью 35–64 м/сек, т. е. примерно в 2300 раз быстрее, чем мигание человеческого глаза. Это самое быстрое движение, зарегистрированное в мире животных.

Муравьи используют челюсти не только для охоты. Их челюсти работают, подобно авиационному креслу-катапульте: муравей «выстреливает» их в землю и мгновенно отлетает от врага на расстояние более 8 см по вертикали и почти 40 см по горизонтали.В человеческом масштабе показатели муравья соответствуют прыжку в высоту на 13 м, а в длину – на 40 м.

80% муравьев занимаются общественно полезной работой – чистят жилище, собирают корм; зато остальные – бьют баклуши.

Ранее считалось, что муравьи находят дорогу домой благодаря особым ферментам. В ходе опытов, проведенных над насекомыми, было доказано, что на самом деле муравьи считают свои шаги. На теле муравья есть особый «шагомер», который и отмеряет расстояние до цели.

«Муравьиная кислота» обладает болеутоляющими, противовоспалительными, согревающими и проникающими тонизирующими свойствами и используется для лечения таких заболеваний, как: артрит, артроз, остеохондроз, ревматизм, варикозное расширение вен, отложение солей, подагра.