Прошлой ночью из сумского Спасо-Преображенского собора украли главную святыню - Чудотворную Корсунскую икону Божьей Матери.

Потеря для города - огромная. Икона ценна не только тем, что нарисована в XVIII столетии, важнее моральная сторона - у города и горожан украли главную защитницу. Немало стоит и золотое обрамление иконы и дары верующих, которыми ее украшали.
Главную сумскую покровительницу - Чудотворную Корсунскую икону Божьей Матери прошлой ночи украли. Вечерню отслужили, как обычно, а утром свечку ставить было уже некому. Город, его жители и священники шокированы - они обращаются к грабителям: "Оставьте себе золото, но верните святыню".

Владыка Евлогий, епископ Сумской и Охтырский: "Вчера вечером, когда сторож обходил собор, икона еще была, но уже утром мы обнаружили, что иконы на месте нет".

Образ ценен не только как историческое художественное произведение - годами верующие несли корсунской Богородице дары, которыми и украшали чудотворную икону. У правоохранителей несколько версий ограбления.

Юрий Забияка, начальник Сумского городского отделения милиции: "Пока что следов проникновения мы не выявили. Поэтому мы предполагаем, что преступник спрятался в соборе, украл икону, потом утром вышел вместе с иконой".

К расследованию присоединилась Служба безопасности Украины. Правоохранители предполагают: грабитель, наверное, попробует продать или чудотворную икону, или золото.

Юрий Забияка, начальник Сумского городского отделения милиции:
"Я хочу обратиться к сумчанам, если будут продавать вещи золотые - сообщайте. Нужно всем вместе вернуть святыню в храм".

Сумчане просят помощи - они дважды в год устраивают крестный ход.


На Пасху корсунскую Богородицу всегда возвращали в село Шпиливка. Матерь Божья нарисована с образа, который привез с собой после крещения Владимир Великий. Исцеление - не легенды. Советские музейники вернули Богородицу церкви после того, как сами поверили в чудо - в большом пожаре уцелела лишь чудотворная икона.




Справка

Шпилевская икона Божией Матери, именуемая «ПРОЗРЕННАЯ»
Покровительница града Сумы


Главной святыней Спасо-Преображенского собора является Чудотворная Корсунская (Шпилевская) икона Божией Матери, именуемая «Прозренноя». Эта икона написана на листовом белом железе — список с иконы Богоматери, принесенной князем Владимиром из Корсуни после его крещения в Киев.В ХУШ столетии икона была собственностью одного крестьянского семейства в с.Романовка Сумского уезда. По преданию, в семействе владельца иконы была слепая от рождения маленькая дочь. Однажды, когда все члены семьи были заняты уборкой в доме, девочке поручили протереть иконы. Заметив разницу между иконой, писанной на тонком железном листе и писанными на досках, девочка усомнилась в том, что это – икона. На вопрос, обращенный к матери, — икона ли это – она получила утвердительный ответ. Тогда слепая с горечью сказала: « Может быть вы смеетесь надо мной – и, вздохнув, высказала давно таившееся в глубине сердца свое желание — Ах, если бы я сама своими глазами увидела, тогда бы не сомневалась». Лишь только она молвила это, ее глаза открылись и она в радости воскликнула: « Ой, верно вы говорите, сама теперь вижу!» Вскорости исцеленная девочка видит во сне Божию Матерь такой же, какой Она изображена на иконе и слышит ее голос: « Отнесите икону Мою в церковь, что в селе Шпилевка». О сне девочка рассказала родителям и те отнесли икону в храм. Однако родители не рассказали священнику о чудесном исцелении своей дочери. Икона дважды необъяснимым образом покидала церковь и ее находили неподалеку в саду, под ясенем. Хозяин сада – помещик Кондратьев, священник и староста церкви решили пойти к бывшему владельцу иконы. Услышав рассказ о происшедших событиях, крестьянин подробно рассказал пришедшим о чуде прозрения своей дочери. Слух об этом быстро распространился по окрестностям. На том месте, где под ясенем дважды находили икону, была поставлена церковь в которую и поместили Святой Образ. До 1859 года Корсунская икона постоянно находилась в Шпилевском Покровским храме. Вот как писали „Харьковские губернские ведомости” №11 за 14 марта 1859 года: „Господин Начальник губернии в предложении от 7 февраля за № 1361, изъяснил: ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по ВСЕПОДДАННЕЙШЕМУ ДОКЛАДУ Обер-Прокурора Святейшего Синода в 10 день минувшего Января Височайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода о разрешении находящуюся в селе Шпилевке Сумського узда Чудотворную икону Божий Матери, именуемую Корсунскою, переносить ежегодно в день явления, 9 Октября, в Преображенский Собор в г. Сумы, с тем, чтобы Икона сия была возвращена в с. Шпилевку на третий день Пасхи.” А 9 октября 1859 года „Харьковские губернские ведомости” в разделе — Известия из уездов – уже писали: „В 12 верстах от уездного города Сум, в приходской церкви селения Шпилевки есть Чудотворная Икона Божий Матери Корсунской. Перенесение этой Иконы из Шпилевки в Сумы на зимнее время издавна было заветным желанием сумских жителей, которое в настоящее время осуществилось в следствие Высочайшего в нынешнем году соизволения на перенесение ежегодно 9 октября Чудотворной Иконы из Шпилевки в сумской городской Преображенский собор и обратно в Шпилевку на третий день Пасхи. Таким образом в нынешнем году в первый раз совершено перенесение Чудотворной Иконы 9 числа текущего месяца Преосвященным Макарием (Булгаковым), Єпископом Харьковским и Ахтырским, с прочим духовенством, в присутствии Господина Начальника губернии и супруги Его Превосходительства, а также г. предводителя дворянства сумського узда, многих знатних особ обоего пола, городского и уездного начальства, при стечении многочисленного народа… В тот же день вечером Преосвященный в соборной церкви совершал всеношное бдение, а на другой день Божественную литургию, перед окончанием которой произнес приличное торжеству слово”.

Покровская церковь села Шпилевки построена в 1849 году стараниями прихожан и помещицы Варвары Римской-Корсаковой. После революции Корсунская ( Шпилевская) икона Божией Матери была изъята из храма и помещена в  художественно-краеведческий музей. Во время пожара, случившегося в 30-х годах в музее, икона чудесным образом не пострадала. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление. Охваченные душевным трепетом, они решили возвратить Святой Образ в Божий храм. Поскольку Покровская Шпилевская церковь была к тому времени уже разрушена, икону перенесли в Спасо-Преображенский собор г. Сумы, где она пребывает и поныне. Прерванная традиция Крестных ходов с Чудотворным Образом была возобновлена в 1995 году.Часовой колокол колокольни Спасо-Преображенского собора принадлежал ранее Покровской церкви с. Шпилевка. После уничтожения храма он оказался на севере нашей области и в начале 90-х годов чудесным образом попал в Сумской Кафедральный Спасо-Преображенский собор.