Более 250 человек обращаются ежемесячно к эксперту по защите прав потребителей на рынке у станции метро «Ак. Барабашово».

На весь импорт должен быть сертификат


Решить спорные вопросы между покупателями и продавцами представитель Харьковского областного общества защиты прав потребителей помогает в дни массовых продаж. И в пятницу, субботу и воскресенье около комнаты № 36 в здании администрации рынка образуется очередь. Здесь покупатели получают не только реальную помощь по возврату и замене некачественных товаров, но и психологическую поддержку.

— Чаще всего жалуются на некачественную обувь, — говорит эксперт по защите прав потребителей Петр Фильчиков. — Бирок понавешивают, мол, Италия, Финляндия, натуральная кожа, а сапоги через неделю разваливаются. Если предприниматель везет импортный товар, у него должен быть сертификат качества. Однако часто бывает, что реализатор — просто перекупщик, который на «опте» взял и на своем торговом месте продал. Какой уж тут сертификат… Но, как бы там ни было, хозяин несет ответственность за качество товара, который продает.

Специалист советует покупателям вместо того чтобы слушать «хвалебные песни» продавцов, повнимательнее рассмотреть предлагаемый товар и пораскинуть мозгами: с какой это радости торговец отдает вам, например, настоящую кожаную куртку или натуральную дубленку чуть ли не даром?

— Покупатель рад — цена в 700 грн. его вполне устраивает. А потом бежит к нам, плачет — не кожа вовсе оказалась, — рассказывает Петр Фильчиков. — А нет бы призадуматься: ну какая кожа по такой цене, разве что куртка из кошки сшита… Из бычка, к примеру, такая одежка будет стоить как минимум 2–2,5 тысячи гривен…

И наоборот — неосмотрительно «щедрых» покупателей приходится чуть ли «валерьянкой» отпаивать: купил, например, человек шапку и пошел дальше по рынку. И вдруг — точно такая же, но… в два раза дешевле.

— Ну что скажешь в такой ситуации? Купил, закрой глаза и беги домой, чтобы не расстраиваться. Это же рынок, — улыбается Петр Павлович. — Хотя и такие вопросы мы решаем — по нашей просьбе продавец, чтобы не обострять ситуацию, как правило, часть денег все же возвращает…

Не бойтесь обращаться в милицию


Случается, что покупатели сами пытаются решить свои проблемы с продавцом, доводя того до бешенства. В результате разбираться в конфликтной ситуации являются оба.
— Стараемся решить конфликт мирным путем, находим компромисс — и недавние «враги» пожимают друг другу руки и уходят чуть ли не в обнимку, — признается Петр Фильчиков.
Но чтобы проще было отстаивать нарушенные права, эксперт напоминает: при покупке обязательно требуйте у продавца мягкий товарный чек.
Продавцы на рынке — настоящие психологи, любого уговорят. Бери, мол, приглянувшийся товар, если маме-папе или дедушке-бабушке не понравится — нет проблем, поменяем или деньги вернем.

— Человек берет товар, а дома ему мозги вправляют: это некачественное, это кожзаменитель… Он, как и договорились, возвращается на следующий день, но продавец заявляет, что видит его первый раз в жизни и, заведомо зная, что никакого документа не давал, требует чек. А нередко бывает, что покупатель не только чек взять не догадался, но и место, где отоваривался, вспомнить не может. Тут уж никто не поможет, даже милиция, — разводит руками Петр Фильчиков.

И еще один совет: записывайте данные хозяина торговой точки. Но не со слов реализатора — он может дать заведомо ложные сведения. Потребуйте показать вам документы и перепишите сами. Если откажут — смело обращайтесь к дежурному милиционеру или охраннику, которые находятся на территории рынка. В их сопровождении вам отказать не посмеют.