В последнее время цены буквально на все товары растут не по дням, а по часам. И нередко о том, что произошла переоценка, вас информирует вовсе не ценник на товаре, а кассир. Что делать потребителю в такой ситуации?

Вы приходите в магазин и, естественно, выбирая товар, соизмеряете свои желания с возможностями. Иными словами, смотрите на ценник и решаете, по карману ли вам покупка или стоит выбрать что-то подешевле. Но у кассы вас поджидает неприятный сюрприз. 
Кассир сообщает, что произошла переоценка и баночка кофе, например, стоит уже на гривну дороже… А то и просто без предупреждения пробивает чек по новой цене. 

Именно в такую ситуацию регулярно попадает наш читатель Владимир Резниченко, который постоянно отоваривается в супермаркете «ЮСИ» на ул. Героев Труда. 

— Когда покупка небольшая, я в чек, как правило, и не смотрю, проверяю, если крупная. И уже не первый раз обнаруживаю расхождения в цифрах, указанных на ценнике, и в чеке. Сценарий каждый раз развивается одинаково: я обращаюсь к продавцу, тот отправляет к администратору, последний вызывает опять-таки продавца, который приносит ценник… 
«Вы знаете, была пере­оценка, а чек поменять не успели. Продавец виноват…», — разводит руками администратор. Я понимаю, если бы это было один раз, но это повторяется регулярно. Это же просто издевательство над покупателями, — возмущается Владимир Николаевич. 

Владимир Николаевич даже принес в редакцию доказательства. Так, на ценнике стограммовая баночка кофе стоит 30,49 грн., а в чеке стоит сумма — 31,43 грн., баночка икры лососевой зернистой — 48,58 грн. и 50,11 грн. соответственно. 

— Какой же выход: оставить товар с «неугодной» ценой на кассе или заплатить дороже? — задает вопрос покупатель. 

В «ЮСИ» признают: действительно, такие ситуации случаются. 

— Поэтому на каждой кассе висит предупреждение: «Цены могут меняться». На каждом товаре есть штрих-код. Когда меняются цены (их меняют менеджеры), изменение проходит через компьютер и сразу же — по кассам. А уже потом в торговый зал выдаются новые ценники, которые продавцы выставляют под товаром. И, естественно, существует какой-то временной промежуток, пусть и небольшой, между изменением цены в компьютере и обновлением их на прилавке, — объясняет администратор торгового зала «ЮСИ» Татьяна Лад. — Бывает, цены меняются поздно вечером, а новые ценники приходят только утром… Но мы же не можем сначала вывесить ценники, а потом провести изменение цены по кассам.


Не покупай «кота в мешке»


Вы как потребитель имеете право на получение доступной, достоверной и своевременной информации о товаре, который предлагается к продаже. 

О чем же вас обязаны проинформировать до момента приобретения товара
или заказа работы (услуги)? 

Как разъяснил ведущий специалист отдела правовой работы, правового образования, систематизации законодательства Городского управления юстиции Владимир Брижатий, согласно законодательству (Закону Украины «О защите прав потребителей», Гражданскому кодексу, Хозяйственному кодексу и другим нормативно-правовым актам, которые содержат положение о защите прав потребителей), вы имеете право на получение информации о продукции, которая должна содержать: 

— название товара;
— наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, под которыми они реализуются;
— наименование нормативных документов, требованиям которых должна отвечать отечественная продукция;
— данные об основных свойства продукции, а относительно продуктов питания — о составе (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальном количестве (масса, объем и т.п.), пищевой и энергетической ценности, условиях использования и предостережение относительно употребления их отдельными категориями потребителей, а также другую информацию, которая распространяется на конкретный продукт;
— сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережение относительно применения отдельной продукции;
— данные о цене (тариф), условия и правила приобретения продукции;
— дату изготовления;
— сведения об условиях хранения;
— гарантийные обязательства производителя (испол-
нителя);
— правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
— срок пригодности (срок службы) товара (последствий работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
— наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводит ремонт и техническое обслуживание.
— Относительно продукции, подлежащей обязательной сертификации, вам должна предоставляться информация о ее сертификации, — говорит Владимир Брижатый. — Ведь сертификат является подтверждением того, что форма, размеры и технические требования к товару отвечают госстандартам. Эта информация должна содержаться в технической документации, приложенной к товару, на этикетках или маркироваться другим способом.
Продукты питания, упакованные или расфасованные в Украине, должны обязательно сопровождаться информацией об их происхождении. Вы имеете право еще до заключения договора купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в вашем присутствии проверки свойств товара или демонстрации пользования товаром, если это не исключено характером товара и не противоречит правилам розничной торговли.

Разницу должны вернуть!


Запомнить цену на каждый продукт, лежащий в корзине, практически невозможно, да и «качать» права у кассы, когда сзади напирает раздраженная очередь, рискнет не каждый. И зря! 

Так утверждает член правления Харьковского областного общества защиты прав потребителей Роман Куценко. 

— Продавец обязан свое­временно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечив тем самым возможность правильного выбора, — говорит специалист. — Это предусмотрено в законе Украины «О защите прав потребителей». 

Здесь же установлена обязанность продавца указывать цену продаваемого им товара. И продавец не имеет права продать товар по цене выше, чем на ценнике. 

— Как правило, подобные нарушения прав потребителей происходят в больших торговых центрах — супермаркетах, где покупатели приобретают большое количество товаров. В секции супермаркета, где продается этот товар, должна быть предоставлена информация о том, что в данный момент происходит переоценка. Либо должна висеть табличка «В течение дня цена может измениться». Если это указано — тогда нарушения не было, — разъясняет специалист. — Если подобных предупреждений нет — покупатель имеет полное право требовать товар по той цене, которая заявлена на ценнике. Только поднимать этот вопрос нужно тут же, не отходя от кассы. 

Если же сотрудники магазина отказываются вернуть вам разницу в цене, сделайте запись в «Книге жалоб и предложений», которая имеется в каждом магазине, советует специалист. На оборотной стороне вашей жалобы в течение семи дней администрация супермаркета должна сделать запись о принятых мерах и в течение четырнадцати дней отправить заявителю письменный ответ. 

— В противном случае к администрации магазина применяются штрафные санкции. Если ответа в положенный срок вы так и не дождались — жалуйтесь в общество защиты прав потребителей или в Управление по делам защиты прав потребителей. Не забудьте сохранить чек, — предупреждает Роман Куценко.