Восемь лет Украина и Россия хотят дружить. Но им постоянно что-то мешает. То Черноморский флот, то НАТО, то Севастополь, то долги.

Восемь лет Украина и Россия выясняют отношения. В результате соглашение о партнерстве с НАТО Киев и Москва заключили раньше, чем о дружбе между собой. В мае 97-го все должно было наладиться. Борис Ельцин и Леонид Кучма флот разделили, широкомасштабный договор подписали.

Борис Ельцин своих предупредил: "Только попробуйте в этом отношении не сделать приоритет из всех приоритетов - это Украина. Имейте это в виду! Иначе будете иметь дело с президентом!"

Чиновники поначалу пробовать не стали. Президенты начали дружить без галстуков и на подмосковной даче договорились "все плохое отменить". Парламенты, чтобы не отстать, тоже договорились одновременно ратифицировать широкомасштабный договор. Россия дала Украине сахарную квоту и отменила НДС на украинские товары. В благодарность ВР ратифицировала договор первой.

Эйфорическое состояние продлилось недолго. Юрий Лужков опять вспомнил о Севастополе. Рэм Вяхирев о долгах за газ. Дипломаты начали делить Азовское море. Киев с надеждой взглянул на НАТО. И все вернулось "на круги своя". Договор отложили до лучших времен. "К сожалению, мы живем в то время, когда политика стала специальным родом занятий, неким увлечением так называемой политической элиты. Поэтому часто интересы народа не стоят на первом плане", - так прокомментировал все перипетии с широкомасштабным договором народный депутат Украины Валерий Шмаров. Он считает, что "зачастую на первый план и в Украине, и в России ставятся интересы отдельных политических кланов или отдельных политиков. Я хотел бы напомнить энциклопедическое значение слова "политика", - подчеркнул В. Шмаров. - Это наука управлять государством в интересах народа. При этом необходимо помнить, что правом быть политиками, то есть управлять, нас наделил народ. Это право необходимо оправдывать. Политические решения такого уровня, как широкомасштабный договор, должны приниматься, безусловно, с учетом мнения народов, в данном случае народов России и Украины. Если было бы так - все было бы очень просто. Договор давно уже был бы ратифицирован", - заявил Валерий Шмаров накануне слушаний в верхней палате российского парламента.

За время нератификации сложные российско-украинские отношения привели к тому, что товарооборот между нашими странами сократился наполовину. Простаивают заводы, работающие на российском сырье и комплектации, люди не получают зарплаты. О планах совместного выхода с российско-украинской продукцией на рынки третьих стран вспоминают только романтики. Программа инвестирования (а российские предприниматели готовы были вложить в интересующие украинские отрасли миллиард долларов) растаяла, как и все прочие благие намерения. Из-за отсутствия широкомасштабного договора затянулась реализация и двух совместных авиационных проектов: строительство самолетов АН-70 и ТУ-334. Нет политической воли - нет денег. Проигрывают обе стороны. Сегодня без сотрудничества не может обойтись практически ни одна отрасль. Слишком долго Украина и Россия были вместе. Без широкомасштабного договора - базового в любых партнерских отношениях, начинать работать деловые люди опасаются. Глава Харьковской областной администрации Олег Демин отметил: "Нам пора от политиканства, которое приобретает нездоровый оттенок, обращаться к реальной прагматичной экономике, которая правит бал во всех странах". Губернатор справедливо заметил, что в России перед выборами в Госдуму практически все кандидаты агитировали за укрепление, расширение и развитие отношений с Украиной.

Но давать обещания - не значит выполнять их. Стиль российской политики - воспитание национальной идеи. В жертву этой политической идее зачастую приносится любой экономический прагматизм. Вспомните, как Москва защищала "наших" в Прибалтике, как ради "наших интересов" использовала Александра Лукашенко, как ради "наших иранских братьев" испортила отношения с Вашингтоном и т.д. В диалоге с Украиной сработал тот же принцип: "наших обижают", то есть плохо учат русскому языку и отключают свет Черноморскому флоту. Сколько во всем этом правды, а сколько политической фантазии - никто всерьез в Госдуме, наверное, не разбирался. Но ратификацию договора отложили, продемонстрировав тем самым неустанную заботу о "своих" за границами России.

Уверена, подобное производит прекрасный пропагандистский эффект. Русский человек видит заботу о себе Родины, Москвы. Смотрит на эту заботу, пусть формальную, с благодарностью. И подсознательно убеждается, что русских, где бы они ни были, может защитить только Россия.

Спустя месяц широкомасштабный договор губернаторы ратифицировали. Ничего за этот месяц в положении русских в Украине не изменилось. Приняли документ с условием: он вступит в силу только после ратификации Верховной Радой соглашений по Черноморскому флоту. Их три: статус, параметры раздела и условия пребывания ЧФ РФ на украинской территории. Интересно то, что подобную "шпильку" украинские депутаты сами готовили российским коллегам.

После встречи Леонида Кучмы с премьером Евгением Примаковым в Давосе президент Украины предложил Верховной Раде ратифицировать соглашения по ЧФ, но с условием, что они вступят в силу после ратификации россиянами широкомасштабного договора. Не успели. В результате стали заложниками чужой игры. Если украинский парламент не утвердит соглашения - значит, он не хочет российско-украинской дружбы и плюет на желания избравшего его народа. Если утвердит - покажет "кто в доме хозяин". Борьба амбиций с разумом уже началась. Ряд депутатов правого крыла кричат о том, что условия - это ультиматум, нарушение международных норм и давление на законодательный орган суверенного государства. Левые депутаты и центристы уверяют, что в условиях ничего страшного нет, потихоньку, мол, ратифицируем, но торопиться не будем.

В итоге ратификация широкомасштабного договора вместо того, чтобы настежь распахнуть ворота российско-украинской дружбы, приоткрыла только узенькую щель. Попытаться в нее пролезть может только сумасшедший. И вот пошел уже девятый год, как Россия и Украина хотят дружить... Но им постоянно...