Мыть руки перед едой - это банально. Не платить за квартиру - это привычно. Выходить на баррикады - это опасно. Чего бы вам посоветовать эдакого?
Например, могу посоветовать принимать действительность таковой, как она есть. Сейчас объясню, что я понимаю под этим. Писателя Фенимора Купера считают романтиком и мастером приключенческого жанра, а он ими вовсе не является, потому что гораздо больше одарен как юморист. Когда у ног его героя Бампо падает пушечное ядро, мудрый Бампо по следу ядра находит дорогу в форт. Разве не над чем похохотать? Фенимор горазд на такие шутки едва ли не в каждом абзаце своих романов. Будучи по профессии моряком, он заставляет литературных шкиперов спасаться от шторма с помощью подводных течений, а капитанов - определять местонахождение судна по пойманной матросами акуле (несколько раз в разных произведениях). Фенимор - шутник, а мы его на полном серьезе, то есть действительность искажена, хотя нам это, может быть, нравится.У того же Купера тот же Бампо попадает в крошечную мишень с расстояния, которое вообще-то надо преодолевать на самолете. Удивительно, что бравый герой пользуется ружьем, а не просто бросает в мишень горшок со щами - было бы или смешнее, или убедительнее в зависимости от восприятия действительности.
Впрочем, наши вершители судеб цели ставят громадные, метят в них с расстояния двух-трех обещанных месяцев и обязательно промахиваются. Это в результате, а в действительности, как утверждают они же, почти попадают, опережая Россию. Вот в этом "почти", между прочим, реальность выступает таковой, как она есть. Ведь почти попали - радостно сообщают нам. Метр туда, метр сюда - почти туда, почти сюда, подождите, пока перезарядимся. То есть - ничего страшного, завтра пристреляемся. Почти пристреляемся.
Я бы вам посоветовал не делать на этих соревнованиях ставок. Пусть палят хоть по воробьям, а вы - ни гривны ни в сберкассу, ни на облигации. Хорошо бы еще бросить пить и курить, но это уже - Фенимор Купер. А вот наладить хороший самогон и перейти на самосад в ответ на их цены вполне реально. Очень советую.
Я бы посоветовал вам не искать логики в поведении руководства. В былое время один ленинградский чиновник-антисемит с иронией и сарказмом рассказывал о еврее, предложившем почистить позолоченный купол Исаакиевского собора бесплатно и даже обещавшем убирать за собой грязные бархотки, которыми будет работать. Естественно, Исаакий остался чумазым, зато еврей был посрамлен. Потом посрамили чиновника, он прекратил антисемитничать и стал рассказывать о том же еврее уже с восхищением. Не
надо всякий раз недоумевать, иначе однажды замрете с открытым от изумления ртом и опоздаете не только к ужину, но и вообще - жить.
Очень советую уразуметь наконец то, что на днях уразумел я. Ложь - вовсе не порок, не пагубная привычка или претензия на оригинальность. Ложь - это всемирный заговор, в котором участвуют все без исключения. Младенец орет так, словно ему сообщили о возвращении татаро-монголов, а у него - всего-то мокры пеленки, и виновен в этом он сам. Школьник клятвенно заверяет, что уроки учил, это они не выучились, а он ни при чем. Командированный полночи убеждает коридорную, что его жена ушла к пожарному, и он фактически свободен. Подследственный отпирается от знакомства с мужиком, хотя по документам они братья. Что уж говорить о профессиональных лгунах - сантехниках, депутатах и супругах. Поскольку ложь - это мировой заговор, не пытайтесь раскрыть его, на вас донесут, вам перестанут лгать, и вы окажетесь в тишине и в вечном молчании. Пожалейте свои уши, они не для того придуманы.
Однако, следуя этому совету, надо различать ложь на словах и ложь на деле, разница между ними существенная. Ложь на словах можно ущучить, изобличить, раскатать до прозрачности. Ложь на деле - молчаливая ложь. Например, там убивают, а я здесь молчу. Или там говорят - иду на непопулярные меры, а этам молчаливо соглашаются, хотя вроде бы орут, что против. Какие непопулярные? Кретинские меры. Ложь на деле.
Ложь на деле - это заговор внутри заговора, это не для всех. Если ты наврал, что в детстве мучил животных, что изменяешь жене, что намерен ограбить храм, плюнуть в лицо демократам (вариант - коммунистам) и проехать в троллейбусе без билета, тебя туда не пустят, советую не соваться. Лучше бы сказал правду, впрочем, все равно не пустили бы. Ложь на деле вслух не говорит, она или делает, или не делает, или под себя, или под соседа. Масштабы этой лжи, кстати, и кроме прочего, вполне оправдывают нашу личную страстишку приврать о своих заслугах или похождениях. Так что заводите турусы на колесах в любой компании, на здоровье.
Следующий совет, за который я берусь со смущением и даже опаской, касается отношения к афоризмам. В них принято видеть концентрированную мудрость, озарение разума, квинтэссенцию опыта, но мне думается, что это - заблуждение. Мне думается, что сочинители афоризмов делают это, находясь не в себе, - выпив, например, лишнего, или помутившись рассудком, или обозлясь на весь белый свет. Посудите сами - "человек рожден для счастья, как птица для полета". Владимиру Галактионовичу Короленко, как он сам
свидетельствует, случалось принимать роды, и может быть, тогда втемяшилась ему в голову благая глупость о целевом появлении человека. Звучит, конечно, красиво, но мыкать горе приходится большинству из призванных.
Я бы советовал не обращать на афоризмы внимания. Вам твердят - "религия - опиум для народа", "шила в мешке не утаишь", "у лжи короткие ноги", а вы в ответ - и Бог с ним, батюшка или матушка. Поскольку это и на четверть не так, порой же - вовсе навыворот.
Я к тому, что наша конституция сплошь афористична, а местами сама себя красивее. Там про наши права и гарантии соловей распевает. С чего он так расходился? Ведь афоризм похож на реальность не более, чем социализм на электрификацию.
Посмотрите, сколь коротко и ясно сформулированы обещанные нам свободы. То есть посмотрите в свод законов. Потом оглянитесь вокруг. Не кажется ли вам, что по-настоящему можно лишь то, к чему государство относится, мягко говоря, небрежно, а грубо выражаясь, наплевательски?
Да, вы абсолютно свободны в выборе канонизированного вероисповедания. Так ведь это потому, что государству до церкви в общем-то особого дела нет. На полный откуп вам отданы цвет кожи, пятая графа, размер ноги и манера одеваться. С правом на труд, на двойное гражданство, на русский язык в официальных документах - хуже по нарастающей. Хотите жить в Киеве - зачем это вам, и при чем тут конституция, вы же взрослый человек. Хотите понимать патриотизм по-своему - перестаньте валять дурака, он уже расфасован,
завернут в целлофан и обвязан ленточкой, разбирайте, не то не достанется. Хотите самоопределения - да вчитайтесь вы в конституцию, на которую ссылаетесь, нельзя же понимать все буквально.
Государственному "нельзя" его собственный основной закон - не указ, а шпаргалка, по которой можно отбрехиваться, сохраняя государственность на лице. И Бог бы с ним, матушка или батюшка, если бы теневая конституция не запрягала коней в черт знает куда. Если бы целесообразность протолкалась к властному столу хотя бы последней. Если бы не примазывались к нашему флагу желторотые особи голубой ориентации.
И вот тут я уже не советую, а не советую. Я не советую надеяться, что все это кончится само собой.