За те несколько месяцев, что "ВХ" не обращался к теме строительства третьей очереди Харьковского метрополитена, произошли кое-какие сдвиги. Проходка тоннелей возобновилась. Однако сами метростроители не испытывают оптимизма, ибо проблема финансирования продолжает мучить их со всей остротой.

"Бесплатное метро"


...На участке N 26, что около Дома проектов, царит рабочая атмосфера. Один за другим въезжают автомобили, привозящие стройматериалы. Их тут же разгружают, отправляя за следующей порцией железобетонных блоков.

- Люди хотят работать, но не желают делать это бесплатно, - говорит начальник смены тоннельного отряда N 37 ОАО "Харьковметрострой" Петр Сухин. - С цементом, песком, блоками проблем никаких - все это поступает по взаимозачету, вот только зарплату не дают. Проходка идет в две смены, за день спокойно делаем по два кольца - продвигаемся на два метра. Хотя моя смена, если бы платили деньги, делала бы вдвое больше. И это при том, что у нас четыре ученика: взамен ушедших из "Метростроя" пришлось принять на работу новых людей. Научили их, обещали зарплату месяц в месяц, а ее уже три месяца нет...

Заглянувший в вагончик горный мастер Юрий Шевченко со строящейся по соседству станции "Ботанический сад", дополнил перечень бед:

- То солярки нет, то бензина. И с кольцами перебои. Но самое страшное, что котлованы уже обрушиваются. Бетонируем их, ставим сетки, но все это - полумеры. Крепление, которое простояло больше пяти лет, полетело.

- Сейчас в троллейбусе опять чуть в милицию не забрали, - сокрушается вошедший на территорию участка рабочий. - "Плати за проезд!" - требуют. - Позвоните в бухгалтерию, говорю, узнайте, сколько времени нам уже не заработанное не выдают.

А они продолжают трудиться. Вместе с фотокором Вячеславом Литвиновым спускаемся в котлован и направляемся в тоннель. Пройдя 650 метров в сторону "Научной", встречаем проходчиков звена Владимира Скорова. Здесь, на 15-метровой глубине, обстановка почти домашняя: температура плюс 17.

Как раз в этот момент проходческий щит плавно продвигается вперед, освобождая место для нового кольца. Вагонетки подвозят по рельсам железобетонные блоки, и рабочие с помощью специального домкрата монтируют это кольцо, обжимая им свод тоннеля. А освободившуюся породу отвозят вагонетками, чтобы затем поднять ее "на-гора".

- Мы находимся под проспектом Ленина, напротив дома, где расположен офис UMC, - говорит маркшейдер участка Филипп Вороной. - До камеры станции "Научная" осталось еще 295 метров.

Филипп Алексеевич работает в "Харьковметрострое" уже более 30 лет - с самого начала существования организации. Это будет его уже 17-я сбойка. При нынешних темпах - не ранее чем через пять месяцев. Но кто знает, не остановятся ли работы опять, как это за последние годы уже бывало не раз...

И "налоговикам" проходка не по плечу


- Сегодня единственным источником финансирования строительства "подземки" является бюджет области, - рассказывает председатель объединенного профкома ОАО "Харьковметрострой" Владимир Шамрай. - На текущий год им выделено 3,5 млн. грн., тогда как в прошлом из всех источников (государственный и областной бюджеты, вексельный зачет) - 8,6 млн. грн. Идут, правда, разговоры, что из Киева за счет амортизационных отчислений от предприятий должно поступить еще 2 миллиона, но на бумаге этих цифр никто пока не видел. А если учесть, что в минувшем году из 7,5 млн. грн., предусмотренных бюджетом Украины, лишь в конце декабря поступил миллион, то в нынешнем мы можем просто не получить ничего.

К декабрю 1998 года задолженность по зарплате метростроителям достигла 15-16 месяцев. За счет того, что по распоряжению губернатора О. Демина налоги в бюджет и выплаты в Пенсионный фонд были произведены векселями, продовольственными (по бартеру) и материальными ресурсами, весь этот миллион был пущен на выплату зарплат. В итоге к 1 января текущего года задолженность по ним сократилась до 9 месяцев. Казалось, произошел серьезный сдвиг с мертвой точки, и можно будет целенаправленно продолжать строительство метро. Коллектив воспрянул духом, с начала года метростроители увеличили фронт работ: пошли двумя тоннелями от улицы Отакара Яроша в сторону 23 Августа и одним, но в две смены, - от Дома проектов к "Научной". И если в 1996 году было пройдено 696 метров тоннелей, в 1997-м - 494, а в 1998-м - 373, то за первые два месяца
нынешнего - 100. В апреле, по словам Владимира Родионовича, наметили выход на рубеж 70-80 метров только за один месяц. Всего же на втором пусковом участке третьей очереди от "Научной" до "23 Августа" из 3488 погонных метров двух тоннелей на 1 марта пройдено 2375.

- Даже продвигаясь хотя бы такими темпами, мы бы могли в год пройти 600 метров, - объясняет В. Шамрай. - Подготовив расчеты, мы попросили на этот год на выполнение строительно-монтажных работ 12 млн. грн. Это без учета тех 8 миллионов, которые нам должны за уже выполненные работы. Поэтому сегодня 20 млн. грн. могли бы полностью поставить коллектив на ноги.

Но пока рассчитывать реально метростроители могут только на 3,5 "лимона" областных денег. А это - аккурат задолженность по зарплате за минувший год Если же коллектив полностью остановится, то для поддержания без выполнения строительно-монтажных работ уже готовых выработок все равно необходимо 2 млн. грн. Есть еще мысли вообще законсервировать строительство до лучших времен, и такой проект даже разработан в институте "Харьковметропроект", но для его реализации потребуется уже 16 млн. грн. - почти столько же, сколько и на строительство по плану на нынешний год. А всего для пуска в эксплуатацию участка от "Научной" до "23 августа" необходимо 120 млн. гривен. И в этой обстановке неопределенности метростроевцы оказались по существу заложниками: ведь все шесть проходческих щитов находятся сегодня под землей и демонтажу не подлежат.

Кстати, не так давно случился курьез. Пожаловали в "Харьковметрострой" налоговые инспекторы - у метростроителей накопились долги перед бюджетом. Только за электроэнергию и газ на 1 марта задолженность составляет 500 тысяч грн. Поинтересовались: "Что у вас самое дорогое, что можно было бы продать?" - "Проходческий щит, 250 тысяч гривен стоит", - ответили им. Как водится, описали. "А как его вытащить?" - "А для этого надо закончить проходку тоннеля"... Так и ушли те не с чем.

Последней умирает надежда?



Так что, как ни крути, а дешевле все же строить метро и сдать готовый объект в эксплуатацию. Но в областной госадминистрации, чувствуя собственное бессилие кардинально изменить ситуацию с финансированием к лучшему, советуют... не перевыполнять выделенных денежных сумм. Ведь чем большая сумма показана в отчетных документах, тем выше становятся долги. Парадокс! Во всем мире труд является источником повышения благосостояния людей, у нас же - источником роста долгов.

- Если не будет конкретного решения городской и областной властей, то эти 3,5 млн. грн. только полностью парализуют работу, - говорит В. Шамрай. - В марте мы работаем еще на ресурсах, оставшихся с прошлого года, а в апреле просто остановимся. Бастовать же бессмысленно - бюджет уже сверстан, а денег все равно нет. Да и смысл любой забастовки - привлечь внимание властей к проблеме. А нам и.о. начальника управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации Владимир Щербак, у которого руководители "Харьковметростроя" были на приеме, ответил: "А кто вам разрешил работать? Останавливайтесь, подавайте в суд на Исаева (начальник метрополитена. -
О.С.)
". Именно "подземка", а точнее, дирекция строящегося метрополитена, является заказчиком строительства, но она, естественно, тоже не имеет денег. Этим нас по существу подталкивают к самоликвидации коллектива, мол, и у нас бы тогда голова не болела. Ведь большая половина средств на капитальное строительство в области и так
отдается "Метрострою".

Совершенно очевидно, что без реальной помощи государства кардинально изменить ситуацию невозможно. Первый заместитель главы облгосадминистрации Василий Потапов готовит письмо на имя президента Л. Кучмы с просьбой выделить на строительство харьковского метро 20 млн. гривен. Поможет ли? Тем временем в метростроевских кругах ходят слухи о том, что на строительстве киевского метро только в первые два месяца
нынешнего года освоено 15 млн. грн. У нас же - 300 тысяч в январе, 120 - в феврале и еще 240 предполагаются в марте. И чем дальше будет затягиваться строительство, тем дороже оно обойдется.

Кстати, из местных лидеров метростроители больше всего обижены на городского голову М. Пилипчука. В своей предвыборной программе год назад Михаил Дмитриевич обещал уделять внимание строительству метро, но так ничего и не делает в этом плане. Наверное, понял, что не по плечу оказалась ноша.

Сегодня в коллективе "Харьковметростроя" осталось 900 человек. Из трех тоннельных отрядов - только два.

- Мы больше всего боимся, что наша организация может потихоньку самоликвидироваться, - признался лидер профсоюзного комитета. - И хуже от этого станет только харьковчанам.

Поймут ли это, наконец, власти?..