На станции метро «Героев труда» нововведение — специальный аппарат фотографирует удостоверения льготников. Цели две — выявить фальшивки и… сократить сотрудников метрополитена.

— На первом этапе нам необходимо определить, сколько льготников и каких категорий спускаются в подземку. Ведь их порядка двадцати: это и инвалиды, и участники военных действий, и пенсионеры, и дети-сироты, и депутаты... Чтобы государство могло возместить их проезд, необходим строгий учет, — объяснил причину нововведения начальник службы движения метрополитена Юрий Вакула.– А помимо этого, аппарат еще и фиксирует фальшивые документы. Дело в том, что в последнее время участились случаи подделки удостоверений, дающих право на бесплатный проезд в метрополитене. С начала года порядка сорока дел передано в суд по поводу «липовых» документов. 

Юрий Иванович говорит, что в порядке эксперимента устройство пока поставили на станции метро «Героев труда». Но в дальнейшем такие аппараты появятся на всех входах в подземку. 

Прежде чем пройти через турникет, льготные пассажиры, освобожденные от покупки жетонов, должны поднести к устройству свои документы в развернутом виде и подождать несколько секунд, когда загорится зеленый свет. 

— Производится фиксация документа, дающего право на льготный проезд, с последующим анализом. При выявлении разного рода нарушений информация передается в правоохранительные органы, — поясняет главный инженер Харьковской подземки Сергей Штанько. — Эти мероприятия направлены на защиту интересов государственной собственности и пресечение неправомерных действий со стороны отдельных лиц. 

А вот пассажиров Салтовской линии ноу-хау раздражает, так как в час пик у турникетов образуется очередь. 

— Как показывает статистика, возмущение и недовольство исходит зачастую от людей, не имеющих законного права пользоваться определенными государством льготами, — уверен Сергей Штанько. 

Однако, выявление «липовых» льготников — не единственная цель нововведения, признают в метрополитене. По словам главного инженера, путем автоматизации отдельных производственных процессов Харьковский метрополитен, в рамках антикризисной программы, планирует сократить численность сотрудников.