В зоопарке — очередное весеннее пополнение. Уже выглядывает из маминой сумки маленький кенгуренок, таращит огромные влажные глазищи кроха антилопы канны, а в семействе агути новорожденные и вовсе не переводятся.

Только через полгода малыш показался из сумки 



В нашем зоопарке на кенгуру не могут надышаться еще до появления потомства.
— Кенгуру абсолютно неконтактны, они совершенно не привыкают к человеку и каждое вторжение к ним связано с риском для их здоровья и даже жизни, — говорит заведующий отделом копытных и мозоленогих Харьковского зоопарка Игорь Бондаренко. — Они могут прыгнуть от неожиданности и нанести себе травмы. Из-за неконтактности кенгуру пронаблюдать их беременность невозможно. Поэтому мы их стараемся ничем не потревожить. 

Кенгуренок рождается лысеньким и длиной всего в полтора-два сантиметра. Директор Харьковского зоопарка Алексей Григорьев рассказывает, что первые шаги малыш делает сразу же после рождения — к маме в уютную сумку. Дорога дается нелегко, и процесс продвижения крохи в «убежище» может занять сутки. Чтобы помочь ему сориентироваться, мама пролизывает в густой шерсти «тропинку», по которой новорожденный может проникнуть в укромное местечко. Кенгуренку в сумке не только тепло и безопасно, но и сытно: там находятся молочные железы. 

Сейчас зверенышу уже около полугода, но он только недавно осмелился показаться из сумки. 

— Он еще очень нескладный и похож на паучка: огромные лапы и малюсенькое туловище, — описывает питомца Игорь Владимирович. 

Детеныш может сидеть у мамы в сумке сколь его душе угодно. Правда, когда он вырастает настолько, что маме становится с ним совсем неуютно, она выпроваживает потяжелевшее чадо. Но бывает, что ребенок кенгуру, даже сравнявшись с мамой размерами, все равно упрямо пытается забраться назад в сумку. 

— После маминого молока кенгуренок перейдет на обычный рацион: овощи, травку. Кроме обычного корма, мы даем витаминную добавку: для всех животных выращиваем ячмень, пшеницу и понемногу добавляем в корм, особенно весной, чтобы у наших питомцев не было авитаминоза, — объясняет Игорь Бондаренко. 

Канну от папы держат подальше

 

В семействе самых крупных на Земле антилоп канн — тоже пополнение. Маму и папу канн привезли в наш зоопарк три года назад, и появившийся в конце февраля малыш — их первенец. Он достаточно крупный: ему чуть больше месяца, а упитанный младенец уже вымахал до размеров средней лошадки. Но сотрудники зоопарка очень за него волнуются. 

— Обычно первое потомство гибнет из-за неопытности самки (это бывает у всех животных). Мама не знает, что с ним делать, может его придавить. А к рождению второго детеныша она, как правило, уже набирается опыта, — говорит Игорь Бондаренко. — Поэтому мы малышу канны еще не дали имя: хотим быть уверенными, что он выживет. Но мама-антилопа сына обожает и защищает буквально от всех. Она не знает, кто враги, а кто друзья, поэтому опасна даже для сотрудников зоопарка: задний хозяйственный ряд, откуда идет кормление и уборка, узкий, и канна вполне может достать работников длинными рогами. Папа малыша тоже агрессивен, поэтому на всякий случай семью мы разделили. Проверять, как он отнесется к сыну, мы не пытались. Такая проверка может быть для малыша последней, если взрослое животное травмирует кроху — случайно или от испуга. 

Соседи канн — смешные, похожие на больших тупоносых крысок агути. За стеклом вольера они выстраиваются строго в затылок друг другу и сидят неподвижно, как изваяния. У этих животных — перманентный «демографический» взрыв: они плодятся круглый год, а весной особенно активизировались. 

— Основная масса животных старается подгадать рождение малышей к весне, чтобы летом при хорошей кормовой базе вырастить детенышей, — объясняет сезонное пополнение Игорь Бондаренко. — А малыши ведут себя как всякая детвора: шалят, безобразничают и радуются жизни, — говорит директор зоопарка.