Процесс принятия Закона о Национальном банке Украины выходит на финишную прямую. Для всех очевидны важность создания независимого центрального банка, эффективных коммерческих банков с адекватным капиталом и дееспособным руководством, умеющим управлять рисками.
И все же имеются силы, пытающиеся подчинить НБУ узкополитическим интересам. Возможно, харьковчанам будет любопытно узнать, что думает о логике представленногона утверждение проекта закона главный банкир страны Виктор Ющенко. Ему - слово.
- По сей день мы руководствуемся Законом Украины "О банках и банковской деятельности", принятым в 1993 году, когда шел процесс создания банковской системы. Конечно, этим законом были заложены ее основы, но в нем отсутствует правовая регламентация функционирования главного центрального банка страны - НБУ. И вот теперь, когда на повестку дня вынесен вопрос развития и реформирования банковской системы, возникла настоятельная потребность принять отдельный закон о Национальном банке. Этот закон повышал бы ответственность институции за обеспечение монетарной
стабильности как условия успешного экономического развития Украины, четко очерчивал статус и права НБУ, его место в системе государственных органов и роль в обществе.
Скажу больше. Считаю, Национальный банк должен "сопровождать" создаваемые коммерческие банки - от "рождения" до, как это ни прискорбно, момента прекращения по определенным причинам их деятельности. Достойно "похоронить" банк из-за отсутствия в действующем законодательстве соответствующих процессуальных положений иногда очень трудно - я имею в виду "похоронить" не де-факто, а де-юре. Годами только числятся в книге регистраций "мертвые души" - банки, деятельность которых прекращена. И мы уверены, что почти одновременно с Законом "О Национальном банке Украины" будет утвержден Закон "О банках и банковской деятельности" в новой редакции.
Мы уже давно начали готовить Закон "О Национальном банке Украины" и особенно активно - после проведения денежной реформы в сентябре 1996 года. Но у Верховной Рады до принятия закона все руки не доходили. Наконец, в последние дни работы парламента прошлого созыва, как бы спохватившись, депутаты приняли закон в первом чтении. С начала работы нового созыва депутаты все откладывали принятие закона - очевидно, не считая это делом первостепенной важности. И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло - грянул кризис, финансовая дестабилизация. Одной из причин создавшегося тяжелого положения депутаты сочли отсутствие Закона "О Национальном банке Украины". В итоге - уже в марте ожидается заслушивание его на пленарном заседании.
- Что же, по-вашему, должно быть главным в законе?
- Закон "О Национальном банке Украины", в котором на главный банк страны возлагается ответственность за обеспечение монетарной стабильности, должен устанавливать его максимальную независимость от политического давления государственных и прочих структур, то есть статус высокой независимости. Дело в том, что мероприятия монетарной политики, например, рост денежной массы, в зависимости от временного интервала, по-разному влияют на экономические и социальные процессы в обществе.
Безосновательное, значительное и интенсивное увеличение массы денег в обращении на короткое время может привести к снижению процентных ставок, росту производства, увеличению занятости. И этим для достижения своих узкополитических целей часто пытаются воспользоваться определенные лица. Но очень скоро проявляются негативные последствия: резкое повышение цен, рост безработицы и инфляции, коллапс экономики. Чтобы завтра не наступила инфляция, уже сегодня следует проводить осторожную, взвешенную политику. Очевидно, что делать это может только независимый центральный банк. Чем меньше будет его зависимость от политического давления, тем полнее и эффективнее он станет выполнять свое основное назначение - обеспечивать стабильные цены и стабильные деньги.
- Однако Закон "О банках и банковской деятельности" также предполагает для
Национального банка высокую степень независимости. Тогда что вы подразумеваете под независимым Национальным банком?
- Полной независимости банка никогда не было. Из-за постоянной борьбы между законодательной и исполнительной ветвями власти за контроль над НБУ, как эмиссионным центром, его законодательно закрепленная независимость фактически сводилась к независимости в технологии проведения банковских операций. Что же касается выработки стратегии денежно-кредитного регулирования, то этим НБУ самостоятельно заниматься не мог.
А теперь объясню, что мы понимаем под независимым Нацбанком. Это очень важно, так как, по моему глубокому убеждению, именно из-за непонимания некоторыми политиками сути независимости НБУ и представления ее как некой анархической свободы, у них возникает желание противостоять положительному принятию закона. Мы все согласны с тем, что правительство независимо в формировании бюджета, своей экономической и финансовой политики. При этом оно опирается на законы, региональные заявки, аналитические расчеты и, конечно, ориентируется на интересы общества и доходную часть бюджета. Проект бюджета утверждает парламент, "освящая" принятие соответствующего уровня бюджетной и экономической политики.
Иными словами, политическая власть дает директиву исполнительной, как должна развиваться экономика и осуществляться социальная политика. Суть же независимости центрального банка в том, что он, получив документы, определяющие экономическую и финансовую политику, разрабатывает необходимую монетарную политику, специфические финансовые инструменты, которые должны ее сопровождать, причем таким образом, чтобы максимально обеспечивалось качество курса, принятого парламентом. При этом политики не
должны вмешиваться ни в вопросы разработки уровня монетизации, величины денежной массы, скорости обращения денег, величины учетной ставки, нормы резервирования и тому подобное.
Это и есть независимая монетарная политика, за которую полностью отвечает центральный банк. Ни один парламент мира не утверждает монетарную политику. Ее утверждает тот институт, который конституционно отвечает за стабильные цены - центральный банк.
- Вы оперируете понятиями "стабильные цены", "стабильные деньги". Что имеется в виду? Ведь на самом деле стабильности мы не ощущаем.
- Очевидно, вы имеете в виду неизменные, постоянные цены. Они действительно редкость. В основном же цены меняются - например, в связи с сезонностью производства товара, изменения спроса или предложения, его качества. Но когда мы говорим "стабильные цены", то имеем в виду совсем иное. Верховная Рада при утверждении бюджета устанавливает уровень инфляции, которой отвечает определенный уровень девальвации. И если запланирована инфляция, то цены на отдельные товары, как правило, независимо от центрального банка возрастут. Задача НБУ - направить действие своих финансовых инструментов так, чтобы цены изменились оптимально и установленный уровень инфляции не был превышен. Если это будет достигнуто, то можно говорить о политике управляемых стабильных цен и стабильных денег.
- Чувствуется, что вас беспокоит предстоящее утверждение Закона "О Национальном банке Украины" в Верховной Раде...
- Беспокоит меня то обстоятельство, что за время подготовки проекта закона ко второму чтению по предложению отдельных депутатов в него внесены изменения, которые, по нашему мнению, не только неуместны, но и просто противоречат Конституции, ограничивают наши возможности по обеспечению стабильности гривны. Например, изменены полномочия совета НБУ: он теперь может вмешиваться в оперативную деятельность банка по всем вопросам, хотя Конституция определяет функции совета как консультативные. Настораживает предлагаемая большая численность совета и желание комплектовать его состав в первую очередь не профессионалами, а людьми различной политической ориентации. Под крышей НБУ может появиться парламент в миниатюре со всеми присущими ему правилами политической игры. А ведь Нацбанк - орган, который находится вне политики, и его основная задача - обеспечение стабильности национальной валюты, что отвечает не узкополитическим, а общенациональным интересам.
Вопреки Конституции предполагается, что НБУ должен согласовывать с Кабинетом министров денежно-кредитную политику, что сделает банк зависимым от него. Недоумение вызывает абсурдная запись о необходимости утверждения нормативных актов НБУ Верховной Радой. Предлагается, чтобы НБУ предоставлял кредит правительству на финансирование дефицита госбюджета, что создает предпосылки для необеспеченной эмиссии. И многое другое, что в значительной мере препятствует стабильности гривны.
И все же я остаюсь оптимистом, потому что убежден: сегодня большинство политических лидеров, бизнесменов, коммерческих банков склоняются к тому, что Украина должна иметь независимый центральный банк, проводящий эффективную монетарную политику. Принятие Закона "О Национальном банке Украины" должно стать основой дальнейшего реформирования банковской системы.
Подготовила Яна СОЛДАТЕНКО при содействии пресс-службы НБУ