А перед этим ранним утром в среду они «прогулялись» по харьковским улицам. Три гигантские мотанки с символическими именами Вера, Надежда и Любовь напомнили харьковчанам об украинских корнях.

«Пройдясь» по историческому центру первой столицы, мимо оперного театра и Зеркальной струи, куклы попали на площадь Конституции. Попозировав фотографам и случайным прохожим, «грации» заняли очередь… на маршрутку. 

Двухметровые мотанки изготовили харьковские художники Игорь Панкратов, его жена Людмила Глушенкова и их подруга Дарья Рыжова. А помочь «вывести» их на прогулку вызвались друзья. 

— Мотанка — это обобщенное изображение, символ материнства, украинской Богоматери, — поясняет Игорь Панкратов. — Хотя эти образы использовались еще во времена язычества. Сто лет назад такие куклы-мотанки, правда меньшего размера, были и тряпичными игрушками, и одновременно берегинями украинского народа. Их делали в каждом селе из подручных материалов — соломы, тряпочек, веревочек... 

По мнению художника, наши предки были мудрыми и специально делали детям такие игрушки, которые максимально развивали бы у них воображение. Сплетали на ходу в поле, на покосе, чтобы занять ребенка. Каждый день малыш мог придумывать новый образ. А так как у мотанок не было лица, то, по поверьям предков, они были безопасными, потому что в них не мог вселиться злой дух, проникающий через глаза и рот… 

Харьковские художники увидели мотанки гигантскими. 

— Получилась так называемая весна-красна, — шутит художник-монументалист Игорь Панкратов. — Двухметровые красавицы одеты в пестрые наряды из желто-оранжево-красных тканей. 

Со своим проектом местные художники хотят поучаствовать в конкурсе «Примаченко и Я», который объявила киевская галерея «Лавра». Причем в Киев в чемодане они повезут «жизнь» — проросшую пшеницу. Потому и на руках все грации держат «детей» — маленьких куколок-мотанок. Идея образов родилась спонтанно, буквально за полчаса, признается Игорь Панкратов, и уже на следующий день трое художников принялись за работу. Над каждой куклой трудились все вместе. Чтобы сэкономить на ткани и соломе — придумали удобный каркас. А оформление внешнего облика «девушек» во многом подсмотрели у художницы Марии Примаченко, так что на одежде и чемоданчике «путешественниц» легко угадать любимые ею элементы — птиц, цветы, лошадку, играющую на скрипке… 

— Это —духовная акция о сакральных символах, о которых сегодня мало кто знает, — верят мастера.