Санкт-Петербургский Военно-медицинский музей пополнился новой экспозицией, которая знакомит посетителей с устройством человеческого тела.

Создатели Анатомического театра утверждают, что это не аттракцион ужасов, потому что "в мертвом человеческом теле нет ничего неприличного и отталкивающего". А музейная экспозиция "несет только просветительскую пользу".

Среди экспонатов - внутренние органы - как заспиртованные, так и обработанные силиконом - по методу немецкого патологоанатома Гюнтера фон Хагенса. А также черепа, скелет человека, татуированная кожа, препарированный мозг кошки и прочее.

Сердце толстяка, легкие курильщика и печень алкоголика - это наглядная контрпропаганда человеческих слабостей, вредных для здоровья.

Есть здесь и посмертная маска великого полководца Александра Суворова (из коллекции знаменитого хирурга Ильи Буяльского, который собирал посмертные маски великих людей и великих преступников).

Но центральный экспонат Анатомического театра - патологоанатомический стол, на котором приготовлены к препарированию тела женщины и новорожденного младенца. Правда, все это - муляжи, которые остались после съемок кинофильма Алексея Балабанова "Морфий".

"Смерть помогает жизни"



Создатели экспозиции настаивают, что Анатомический театр - не просто банальное ознакомление с человеческой анатомией. Прежде всего, это увлекательная музейная игра, где "смерть помогает жизни".


Начальник Военно-медицинского музея Анатолий Будко успокоил журналистов: "Детей шокировать не будем".

"Когда будут смотреть дети, муляжей трупов не будет. В анатомических театрах эпохи Возрождения были специальные столы, на которых находился труп, но они переворачивались, и на столе ничего не оставалось", - пояснил Будко.

"Мы не планируем показывать настоящий процесс вскрытия ни человека, ни животных. Для каждого возраста будет своя "начинка" этого театра. Вы приходите в театр, сегодня одну пьесу видите, завтра - другую. Так будет и у нас", - заявил руководитель музея.

Открытие Анатомического театра здесь называют "возрождением петровских традиций". Петр Первый увлекся анатомией в Голландии. Потом это увлечение породило петербургскую Кунсткамеру - самый первый российский музей.

"Музыка и напитки"


Патологоанатомические вскрытия в Европе начали проводить еще в XIV веке, чтобы выяснить, был ли человек отравлен. Позже появились и анатомические театры.


Рассказывая об анатомических театрах эпохи Возрождения, старший научный сотрудник Военно-медицинского музея Анна Волькович напомнила, что "тогда ученые-медики проводили вскрытие публично - исключительно для просвещения".

"В присутствии самой взыскательной публики - врачей и художников - вскрывали тела умерших бродяг и казненных преступников, - рассказала Анна Волькович. - А сами представления сопровождались музыкой и напитками".

"Для них это было исследование нового, неисследованного, космоса. И одновременно это решение философских мировоззренческих задач", - утверждает Анна Волькович.