В текущем году Харьковский метрополитен планирует перевезти около 290 миллионов пассажиров, это больше, чем в самом «нагруженном» 1990-м, когда наша «подземка» обслужила 283,5 миллиона человек.

Об этом сообщил в понедельник на пресс-конференции, приуроченной к 30-летию Харьковского метрополитена, руководитель предприятия Михаил Пилипчук. Первая очередь нашего метро от станции «Улица Свердлова» (ныне — «Холодная гора») до станции «Московский проспект» была торжественно сдана в эксплуатацию 22 августа 1975 года. Сегодня суммарная протяженность трех линий Харьковского метро составляет 35,6 км, на них действуют 28 станций, три пересадочных узла, 47 эскалаторов общей длиной около трех километров, в эксплуатации находится 321 вагон. За три десятилетия перевезено более 6,6 млрд. пассажиров, что превышает все население земного шара. За минувший год в метро спускались 277,4 млн. человек, что на 17,5 миллиона больше, чем в 2003-м. В день «голубые экспрессы» перевозят в среднем по 800 тысяч харьковчан и гостей города, а в отдельные дни число пассажиров достигает миллиона.
Главной проблемой предприятия Михаил Дмитриевич назвал недостаток финансирования. В немалой степени это обусловлено тем, что метрополитен продолжает терпеть убытки от перевозки пассажиров льготного контингента. Так, в текущем году их перевезено уже 38 млн. человек, а Госбюджетом на весь год предусмотрена компенсация не более чем на 26 миллионов. В результате предприятие обеспечивает свои нужды только на 55-60 процентов, чего явно не хватает. В конце 2002 года на базе ремонтно-механической службы предприятия был открыт цех капитального ремонта вагонов, где ежегодно обновляются 18 вагонов. А вот организовать сборку новых вагонов там так и не удалось — действующее законодательство не позволило отрегулировать все возникшие в связи с этим вопросы.
Говоря о действующих тарифах на проезд, Михаил Пилипчук отметил, что сегодня себестоимость перевозки одного пассажира составляет от 87 до 90 копеек. Поэтому руко-водство предприятия считает давно назревшим вопрос об увеличении стоимости поездки до 1 гривны. Это позволило бы предприятию высвободить больше средств, чтобы вложить их в поддержание и развитие материально-технической базы, от чего зависит главное — безопасность движения и качество обслуживания пассажиров. А ездить в метро, убежден Михаил Дмитриевич, будут все равно, — ведь «подземка» остается самым быстрым видом общественного транспорта.
После пресс-конференции журналистам показали музей истории предприятия, экспозиция которого обновлена к 30-летнему юбилею. Многие материалы из этого музея могут теперь видеть и пассажиры метрополитена в двух вагонах, специально оформленных к этой дате.