Сегодня в православном мире - Страстная или Великая пятница. Этот день Страстной недели (седмицы) посвящен воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста его тела и погребению.

Богослужение Великой пятницы посвящено воспоминанию спасительных для христиан страстей и крестной смерти Иисуса Христа. На утрени совершается чтение двенадцати Евангелий, литургия в этот день не совершается, чем подчеркивается исключительность и этого дня, и жертвы Христа на Голгофе. Однако утром совершаются царские (Великие) Часы с паремиями (ветхозаветными чтениями) из пророчеств, предвещающих страдания и искупительную смерть спасителя. На вечерне выносится плащаница и поется особый канон "О распятии Господа".

По благочестивой традиции верующие с вечера Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи до Пасхи. Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе.

"12 Евангелий Святых Страстей Христовых" - православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого - перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали спасителя и во время крестных страданий, а так же уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой.

В промежутках между Евангелиями поются стихиры и антифоны, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть. В особом каноне, называемом "трипеснецем Космы Маиумского", читаемом после восьмого Евангелия Страстей, изображается величие страданий спасителя и вся тщетность замысла евреев задержать в земле Сына Божьего.

В богослужебных песнопениях также вспоминаются Страсти Христовы.