Один из харьковских памятников вождю мирового пролетариата некоторое время назад сильно изменился: молодого Володю Ульянова сделали шатеном и выкрасили его одежду в другой цвет. В преддверии дня рождения Владимира Ильича, 22 апреля, корреспондент «ВХ» попытался выяснить, как «живется» бронзовым и цементным копиям Владимира Ильича в Харькове.

По словам ответственного секретаря городской комиссии по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды Алексея Хорошковатого, за последние 18 лет в первой столице из семидесяти Лениных «без вести пропавшими» считаются около 15 памятников. 

— Были случаи, когда монументы просто исчезали, причем безо всяких сопроводительных и разрешительных документов, — отмечает Алексей Владимирович. — Одним из первых пропал Ленин возле завода «Южкабель», а недавно был утрачен памятник возле завода «Серп и молот»… 

Из-за установки памятника пришлось обрезать провода 



Памятник Ленину в центре Харькова открыли 4 ноября 1963 года — торопились успеть к очередной годовщине Октябрьской революции. По воспоминаниям старожилов, чтобы доставить скульптуру вождя на площадь Дзержинского, пришлось даже обрезать троллейбусные провода — их цепляла поднятая рука Владимира Ильича. 

Кстати, то, что Ленин будет изображен именно шагающим, придумали харьковские скульпторы, но лепить скульптуру доверили киевлянам М.К. Вронскому и А.П. Олейнику. 

— Над памятником работали киевские скульпторы второго плана. Единственный интерес, на мой взгляд, представляет постамент с барельефом, — считает культуролог Андрей Корнев. — Более того, известный харьковский художник-авангардист Борис Ермилов начал убеждать власти в том, что данный монумент нельзя устанавливать на центральной площади города, так как он нарушит ансамбль и закроет вид на Госпром. В результате этому Дон Кихоту стали угрожать и, по слухам, пообещали засадить в психушку — после такого аргумента дискуссия прекратилась. Тем не менее данный памятник действительно композиционно не вписался в площадь. 

Сегодня фигура бывшего вождя (8,5 м) находится в полном порядке, а вот мраморные ступени и постамент (общая высота сооружения 20,2 м) не выдержали испытания временем и покосились — с момента установки памятник ни разу не реконструировался. 

— Со слов председателя топонимической комиссии секретаря горсовета Геннадия Кернеса, в этом году данный памятник попадает под ремонтные работы, поскольку техническое состояние плит постамента угрожающее: они в любой момент могут обвалиться, — подчеркнул Алексей Хорошковатый. — Правда, сроки пока не оговаривались. 

И Ленин такой молодой… 



А вот цементная скульптура Володи Ульянова, поселившаяся в 2004 году в саду Шевченко у входа на детскую площадку, переживает «вторую молодость». Правда, юного Ленина посетители узнают редко. Ведь вначале читающего книгу Володю представили как блондина в красной в горох рубахе, а сегодня он уже шатен в более скромной синей одежде. 

— Это маленький Ленин? — удивляются студенты, проходящие мимо. — А почему же тогда таблички нет? 

Отдыхающая в парке парочка лет тридцати в недоумении подходит к памятнику, рассматривает и выносит свой вердикт: 

— Похож, только непонятно, почему ему волосы в коричневый цвет выкрасили, а профиль точно маленького Ульянова, как в детстве на картинках изображали. 

Бегающая ребятня в свою очередь уверена, что это какой-то сказочный герой, ведь рядом с ним находится золотая рыбка. 

— Практически никто на этот памятник не обращает внимания, так как не приходит на ум сопоставить, а мне почему-то сразу вспоминаются анекдоты про Вовочку, ведь на самом деле они родились в советское время о Володе Ульянове, — говорит Андрей Корнев. 

Памятники Ленину головы не теряли 



Увидев воочию такие метаморфозы, мы поинтересовались у специалистов, «переделывали» ли в Харькове памятники Ленину более радикально? 

— По-моему, в Харькове таких случаев не было, — заявил Алексей Хорошковатый. — На ум приходит только шутка, которая ходила вокруг памятника Ярославу Мудрому: 
поговаривали, что когда юридический институт стал академией, на Дзержинского надели шапку Мономаха — и получился Ярослав Мудрый. 

— О смене голов памятников ходило много анекдотов, но это только рассказы, — уверен культуролог Андрей Корнев. — Мы знаем точно лишь то, что киргизы Ленина лепили киргизом, якуты — якутом. Действительно, так было. Таким образом образ вождя приближался к людям, становился роднее. 

По его словам, с темой «ленинианы» он столкнулся еще в детские советские годы, когда побывал в Полтавской области. 

— В центре села нас заинтересовал необычный памятник: два кресла, в одном сидит Владимир Ильич, а второе — пустующее. Нам сразу рассказали, что подвыпившие мужики любят поговорить с Лениным под чарочку. А на ушко нашептали, что во втором кресле сидел Иосиф Виссарионович, но, когда культ его личности развенчали, была спущена директива о ликвидации постаментов Сталина. Его фигуру сняли, а кресло оставили, чтобы памятник не переделывать кардинально. Это была уникальная ситуация! 

Андрей Юрьевич отметил, что замена скульптур на постаментах в основном происходила на Западной Украине. Там во многих селах видно, что на старых постаментах, где раньше был Ленин, установлены «свеженькие» скульптуры Тараса Шевченко.

Где производили «вождей»?
В свое время в первой столице на Харьковской набережной работала скульптурная фабрика, которая снабжала памятниками Ленину весь северо-восток Украины. На данный момент фабрика существует, но она переквалифицировалась на строительные и ремонтные работы, а также изготовление могильных сооружений, статуй и фонтанов для особняков.