В будущем году электрический транспорт в нашем городе отметит свой столетний юбилей, и по этому случаю предприятие «Горэлектротранс» решило преподнести харьковчанам подарок: восстановить и выпустить на линию раритетный трамвай выпуска 1928 года.

От старого вагона серии «Х» (харьковский) сегодня остался только ржавый остов, но в распоряжении инженеров и рабочих предприятия есть чертежи и фотографии, сохранившиеся в архиве «Горэлектротранса». По ним-то и воссоздадут они старый трамвай, который будет напоминать харьковчанам и гостям города о тех далеких временах, когда именно этот вид транспорта был в Харькове основным. Маршрут старого трамвая и стоимость проезда в нем еще предстоит определить, но в любом случае желающих прокатиться в нем наверняка будет предостаточно, как, например, в Донецке и Виннице, где такие ретро-трамваи курсируют уже по несколько лет.
Впрочем, руководство предприятия куда больше сегодня заботит проблема нехватки современного подвижного состава и технического состояния имеющегося парка — особенно трамваев. Ведь последние новые вагоны «Горэлектротранс» получил еще в 1990 году, а старые неумолимо изнашиваются и постепенно приходят в удручающее состояние. Поэтому сейчас на базе Коминтерновского депо налажен капитально-восстановительный ремонт трамваев, рассказал корреспонденту «Вечерки» главный инженер службы движения КП «Горэлектротранс» Александр Укис. Первый обновленный в цехах предприятия вагон с бортовым номером 3042 сегодня курсирует по седьмому маршруту (Лесопарк — Новоселовка). А Интернет-сайт «Харьков транспортный» проинформировал, что уже завершен ремонт еще одного трамвая с бортовым номером 1795, который после пассажирской обкатки будет перевозить харьковчан и гостей нашего города по 12-му маршруту (Лесопарк — Южный вокзал). А к столетию предприятия электротранспортники планируют довести число отремонтированных вагонов до 15.
Но это лишь один из путей решения насущной проблемы. Обойтись без закупки новых трамваев и троллейбусов просто невозможно, и городу крайне необходимо изыскивать для этого средства. Ведь нынче в Харькове полностью застопорилось развитие маршрутной сети. Последний новый отрезок троллейбусной линии — по Московскому проспекту на микрорайоны «Горизонт» Роганского жилмассива — вступил в эксплуатацию почти десять лет назад — в мае 1996-го. А новые трамвайные линии у нас не вводились уже полтора десятилетия (последней была линия по Новому мосту и пробивке улицы Красноармейской от Чеботарской до улицы Котлова). Более того, в последнее время наблюдается иная тенденция — к закрытию маршрутов и демонтажу линий. За последние пять лет сняты трамвайные пути по Московскому проспекту в сторону Новых Домов, по улицам Петровского и Мироносицкой (от станции метро «Пушкинская» до улицы Маяковского) и по улице Шевченко (от Московского проспекта до станции метро «Киевская»). И если на Новые Дома и Журавлевку трамваи действительно ходили практически пустыми, то по поводу улицы Петровского этого сказать никак нельзя. Кстати, нынче то и дело поднимается вопрос о снятии трамвая с улицы Пушкинской, где он якобы мешает другому транспорту — автомобильному. Но как раз там-то вагоны постоянно ходят полными, и именно эта линия является для «Горэлектротранса» одной из самых доходных. Так нужно ли убирать в таком случае из центра один из самых экологически чистых видов транспорта? К тому же в таком случае придется перенаправить основной трамвайный поток в сторону парка имени Горького и Лесопарка через Журавлевские склоны. А по этому наклонному участку сегодня курсируют только специально отобранные по техническому состоянию вагоны, а новых, как уже говорилось, просто нет и пока не предвидится. Так стоит ли в угоду одним создавать проблему для других?..
Ненамного легче обстоят дела и с троллейбусами. Хотя в харьковских депо налажен их ремонт, а несколько лет назад, уже в нынешнем столетии, город приобрел восемь новеньких машин, подвижного состава для развития маршрутной сети сегодня не хватает. А ведь сама жизнь подтверждает целесообразность восстановления некоторых закрытых ранее маршрутов, а также открытия новых (в том числе — и по вновь проложенным отрезкам линий). Ведь исторически сложилось так, что троллейбусные линии прокладывались прежде всего в те районы, где формировался большой пассажиропоток (как правило, к местам новой застройки или в промзоны), чтобы перебросить на другие направления неэкологичные автобусы. Но вот в последнее время иногда выходит как раз наоборот: несколько лет назад был отменен троллейбусный маршрут № 33 (25-й м/р — станция метро «Московский проспект»), а взамен под действующей контактной сетью по той же самой линии пущены «маршрутки». Нормально ли это? Или вот уже более десяти лет не ходят троллейбусы по Московскому проспекту через Новые Дома в сторону ХТЗ. Возможно, кому-то кажется, что они там не нужны. Но вот когда троллейбусы с Салтовки следуют в депо на улицу Северную через Новые Дома, нередко их салоны порядком заполнены пассажирами, которые даже с той же Салтовки едут по воле случая без пересадки и до станций метро «Маршала Жукова» или «Имени Советской Армии», и до улицы Харьковских дивизий, и до стадиона ХТЗ… А почему бы не проложить троллейбусную линию по улице Олимпийской (это всего-то несколько сотен метров), что позволило бы пустить этот вид транспорта, например, с Салтовского жилмассива до станции метро «Маршала Жукова» и через улицу Танкопия в сторону бульвара Богдана Хмельницкого или даже на ХТЗ? И таких примеров можно привести немало. Но опять же, для реализации подобных идей нужны новые троллейбусы. А иначе самый экологически чистый вид транспорта в нашем городе будет неизбежно обречен на постепенное вымирание.