В эти дни воины-интернационалисты и представители вьетнамской диаспоры вспоминают свою войну. 30 апреля, ровно 34 года назад, закончилось противостояние между США и Вьетнамом, в котором участвовали и советские войска.

Обучение по принципу «делай, как я» 



Сегодня в Харькове проживают 39 ветеранов, участвовавших в локальном конфликте во Вьетнаме с 1965 по 1974 гг. Петр Сердюк (сейчас он полковник в отставке и возглавляет городскую общественную организацию ветеранов войны во Вьетнаме) уехал туда 35-летним майором в августе 1966-го. 

— Я только возвратился с полигона в Астраханской области и, как обычно, вел утром сына в детский сад, — вспоминает Петр Михайлович. — А на обратном пути меня пригласили зайти к командиру дивизии, который и сообщил: вам предстоит командировка «в страну с жарким климатом», подчеркнув при этом, что политработнику отказываться нецелесообразно. Я ответил по-армейски: «Есть!» 

Петра Сердюка направили в Душанбе, где на базе Ташкентской армии ПВО Туркестанского военного округа был сформирован специальный учебный центр. 

— В течение четырех месяцев в джунглях, в провинции Лайса, мы обучали вьетнамцев, как обращаться с зенитно-ракетной техникой по принципу: «делай, как я»,— рассказывает ветеран. — Вначале у штурвалов стояли мы и показывали, как сбивать самолеты, но со временем поменялись местами — наши специалисты ушли в укрытие, помогая только при наладке техники. 

Очень хорошо помнит полковник 2 декабря. Тогда, во время налета американских самолетов на Ханой, совместными силами удалось сбить 11 машин. 

— Чуть позже мы узнали, что в тот день в небе над Вьетнамом кружили около 150 самолетов США и основными их целями служили аэродромы и казармы, где жили советские летчики, — говорит воин-интернационалист. 

Во время командировки Петра Михайловича поразила сплоченность вьетнамцев: когда мужчины воевали, старики, женщины и дети работали с винтовками за плечами. А после того как американцы разбомбили дамбу, на работы по восстановлению вышли все. Коромысла с плетеными бамбуковыми корзинами, наполненными землей, тащили даже малыши… 

Тяжелее всего — 100%-ная влажность 


23-летний лейтенант Станислав Добринин перед командировкой во Вьетнам служил командиром радиолокационного взвода в Псковской области. 

— Я был холостой, а так как тогда военным попасть за границу было практически невозможно, мне было интересно посмотреть на войну своими глазами, — делится ветеран. — 100%-ная влажность — это самое неприятное, что было во Вьетнаме. Ни физические, ни моральные перегрузки не изнуряли так, как тяжелые климатические условия. Летом — до +60-70, а зимой даже при +10 было еще хуже, чем в Крещенские морозы. К тому же в бунгало, где мы жили, отсутствовало отопление. Постоянная сырость вызывала кожные заболевания, а из-за непрерывного потоотделения из организма вымывались соли, поэтому нам ежедневно выдавали бокал пива. 

Лейтенант Добринин был прикомандирован к радиотехническим войскам, основная задача которых состояла в том, чтобы по вызову вьетнамской стороны выехать и помочь разобраться с неисправной спецтехникой. Жили командой из пяти человек в хижине из плетеных бамбуковых щитов, где крышей служили пальмовые ветки. Из мебели — бамбуковый столик, лавки и нары, обязательно с антимоскитной сеткой. На питание командировочным приходилось тратить ползарплаты — порядка 200 донгов из 440. 

— На заявки по ремонтам спецтехники выезжали в подразделения практически ежедневно, — рассказывает Станислав Валентинович. — Так как все мосты были разбиты, а паромные переправы работали только в темное время суток, то выезжали на УАЗике в основном ночью. Уже по возвращении в СССР в подтверждении о награждении, которое я получил из Москвы, было отмечено, что за тот год я отремонтировал 143 радиолокационные станции — я даже не поверил своим глазам! 

Лягушки были очень вкусными

 

Полковник Сергей Варюхин попал во Вьетнам под конец войны. 45-летний Сергей Алексеевич только вырвался в отпуск — пришла телеграмма, в которой срочно вызывали в Москву. Взяв взаймы у друзей полковничью форму, Сергей Алексеевич отправился в столицу, а уже через месяц — во Вьетнам. 

— Вместе с нами летели несколько советских женщин, которые были замужем за вьетнамцами. Мы помогли им доставить на новую родину детские велосипеды и прочую домашнюю утварь, — вспоминает ветеран. — Летела с нами и группа американцев. Они собрали 3 млн дол., чтобы выкупить летчиков, которые попали в плен, в частности и сына Маккейна, одного из кандидатов в президенты США на последних выборах. 

В гостинице Ким-Лиен соотечественников, привезших с Родины традиционные подарки — селедку и черный хлеб, уже ждали «ветераны». К слову, некоторые местные обычаи и блюда пришлись по душе советским военнослужащим. 

— Очень часто заказывали лягушек и прочую экзотику. Во Вьетнаме живут гигантские лягушки по 1,5 кг, но употреблялась только лапка, очень похожая на птичью ножку — мясо белое и очень-очень вкусное, как мы говорили, водяная курочка, — улыбается военный.
Сергей Алексеевич был назначен на должность начальника оперативного отдела. 

— Каждый день на столе начальника генштаба в 10.00 в Москве лежало боевое донесение о произошедшем во Вьетнаме за прошедшие сутки, — говорит полковник. — Помню, как 18 декабря началась воздушная операция американских сил против Северного Вьетнама, которая продолжалась 12 дней. Это были невиданные по ожесточенности бомбардировки. В течение нескольких секунд один самолет сбрасывал примерно 120 бомб (30 тонн), образовывая мертвую полосу длиной до километра. Против этих варварских бомбардировок во всем мире поднялась война возмущения. 27 января переговоры закончились миром. А уже 8 мая я присутствовал при передаче первых военнопленных американских летчиков. С этого времени война шла только в Южном Вьетнаме — до 30 апреля 1975 года.

Через годы…

Харьковские ветераны не узнали отстроенный Ханой 
С 1 по 7 января 2009 года по приглашению министерства Социалистической Республики Вьетнам одиннадцать харьковских ветеранов этой войны побывали в Ханое. Почетных гостей из Украины принимали на государственном уровне.
Решение о предоставлении Демократической Республике Вьетнам военно-технической помощи советское руководство приняло в начале 1965 г. По подсчетам экспертов, поддержка дружественной республики обходилась Советскому Союзу в 1,5 млн рублей в день… 

Помогали не только спецтехникой и продовольствием, но и кадрами. По неофициальным данным, во Вьетнаме побывало около 10 тысяч специалистов, из них на Родину не вернулись 16 человек… 

Новый Ханой поразил ветеранов. 

— Во время войны Ханой насчитывал до миллиона человек, а сейчас — шесть, — удивлялись служивые, вернувшись из поездки. — Уезжали — были сплошные руины, а теперь поднялись новые современные и совершенно неузнаваемые кварталы. 

Помощь и финансовую поддержку в организации визита оказала корпорация «Техноком», а также Вьетнамское землячество, с которыми ветераны дружны уже более 10 лет. Особую благодарность военные хотели выразить почетному президенту «Технокома» Срам Ньат Выонг, председателю Всеукраинского вьетнамского товарищества Ле Вьет Нам и гендиректору корпорации «Техноком» Лыонг Куок Бинь.


Забытые солдаты

Большинство ветеранов локальных конфликтов до 1989 г. оставались солдатами неизвестных войн без льгот. Ведь в советские годы о помощи странам соцлагеря было не принято говорить ни на страницах газет, ни с экранов телевизоров.