Благодаря новому стандарту в отношении упаковок продуктов, который должен был вступить в силу с 1 мая 2009 года, покупателя обмануть было бы не так-то просто.

Главное — внимательно читать этикетку. Но производители в очередной раз добились отсрочки его введения по некоторым показателям до 1 января 2010 года.

Итак, производители продуктов питания постепенно переходят на новую маркировку упаковок — новый стандарт ДСТУ 4518:2008 требует указывать все ингредиенты, входящие в состав, называя их своими именами. 

Состав продукта дается в порядке убывания процентного содержания составляющих, в том числе пищевых добавок и ароматизаторов, которые используются в его производстве (полное название с указанием индекса Е). 

В название ингредиента входит его общее название (например, вода питьевая, сильно газированная) и собственное («Ордана» или «Березовская»), класс (например, не просто бензоат натрия, но и то, что он является именно консервантом), природа происхождения (например, краситель натуральный или синтетический), обозначение индекса пищевой добавки и пр. 

— Главное новшество в том, что если составляющая продукта складывается из двух или более ингредиентов — ее необходимо расшифровать, — поясняет ведущий инженер по стандартизации ГП «Харьковстандартметрология» Галина Крупка. — Например, в состав продукта входит маргарин столовый «Сонячний». Ну, маргарином покупателя не испугаешь, а вот когда он прочитает, что в его состав входит: подсолнечное масло, вода, масло пальмовое дезодорированное, рафинированное, жир кулинарный, эмульгатор моно и глицериды жирных кислот Е471, соль, кислота лимонная Е330, ароматизатор «масло вершкове» — задумается, стоит ли ему употреблять такой наборчик. 

Или другой пример. В состав продукта входит пищевая добавка — заменитель молочного жира «Деликон». Само по себе это название человеку ни о чем не говорит, но когда он видит его расшифровку — животные жиры, масла дезодорированные, рафинированные, пальмовое и кокосовое… — страшнее не придумаешь! Температура плавления этих масел достаточно высокая, как организм может это растворить? Конечно же, человек сто раз задумается, стоит ли насыщать свой организм таким «сюрпризом». 

Согласно новым стандартам, меняется и форма подачи состава продукта, а также его общего и собственного названия. Название (например, молоко, 2,5% жирности) должно быть написано одинаковым по размеру и цвету шрифтом. При этом минимальная высота букв должна быть не меньше 5 мм. Остальная информация наносится шрифтом не менее 1,8 мм. Это очень важно, потому что на некоторых этикетках эту информацию даже с лупой едва разберешь, например на шоколаде. Если же размер этикетки не позволяет разместить крупную надпись — то, по крайней мере, высота слов в общем и собственном названии продукта должна быть в два раза больше, чем все остальная информация. 

— Однако именно на это требование — касающееся шрифта — переходной период продлен до января 2010 года, — замечает Галина Крупка.

«Мутантов» никак не запретят 

На этикетках продуктов также должна быть и информация о присутствии в них генетически модифицированных организмов, если их содержание превышает 0,9%. Но пока вряд ли эти требования будут массово выполняться, считают эксперты. 

— В Украине всего три специализированные лаборатории, которые могут провести исследования на качественное и количественное содержание ГМО в продуктах. Вряд ли они справятся с таким объемом работ, когда речь идет об исследовании продукции десятков тысяч предприятий, — замечает начальник сектора отдела сертификации ГП «Харьковстантандартметрология» Владимир Комаров. — Кроме того, все они находятся в Киеве — станут ли региональные производители каждый раз возить свою продукцию на исследования в столицу? 

Владимир Николаевич говорит, что открыть подобную лабораторию в Харькове пытались, но все упирается в деньги. Только на оборудование необходимо полтора миллиона гривен, плюс расходные материалы, зарплаты сотрудникам… 

— А такие лаборатории должны быть хотя бы в каждом областном центре, чтобы мы могли защитить свое население, — убежден специалист. 

Владимир Николаевич утверждает, что предприятия, которые заинтересованы в реализации своей продукции в России и странах Евросоюза и куда запрещено ввозить продукты питания без сертификата о наличии или отсутствии в них ГМО, обязательно проводят ее испытания на содержание «мутантов». Стоимость анализов колеблется от 50 долларов (за отдельный вид сырья) до 80-100 долларов (за пробу из партии готовой продукции). Проверять же продукцию, которая попадает на стол украинским потребителям, производители не считают нужным. 

Еще сложнее ситуация с импортом. По данным экологической инспекции, сегодня на таможне нет ни одной лаборатории, которая бы занималась проверкой импортных товаров на ГМО.

Куда прокрались ГМО 

Генно-модицифицированные образования получаются следующим образом: в геном (набор всех генов) растения, животного или микроорганизма подсаживается фрагмент генов из любого другого организма. Это делается для того, чтобы получить продукты с новыми, улучшенными качествами. Например, ген крысы придает салату повышенный уровень содержания витамина С, а ген моли делает яблоки устойчивыми к болезням. 

Чаще всего встречается генно-модифицированная соя — в 80% случаев. Поэтому «мутанты» прячутся в продуктах, содержащих соевый белок (по данным Центра испытаний продукции «Укрметртестстандарт» — в вареной колбасе, пельменях, варениках с мясом, шоколаде, морепродуктах, сладкой газировке). 

Кроме того, уже сейчас распространены модифицированные пшеница, помидоры, кукуруза, картофель, сахарная свекла, клубника, рапс, кабачки, цикорий, папайя…

Если хотите отказаться от продуктов, содержащих ГМО, придется быть более внимательными, выбирая овощи и фрукты — чересчур большой их размер и отсутствие запаха должны насторожить.

Лаборатория есть – денег нет

  — Новшества вызвали у производителей прямо-таки революцию, конечно, они недовольны. Но многие уже звонят, консультируются: как это расшифровать, а как — то, — говорит Галина Крупка. — И когда начинают расшифровывать, всплывают некоторые компоненты, которых в этом продукте и быть не должно, то есть использование их в этом товаре запрещено… 

Проверить же, соответствует ли указанный состав продукта настоящему, контролирующие органы могут сейчас лишь одним способом — на производстве, предупредив изготовителя за 10 дней. 

— Они, естественно, готовятся. В результате — теряется эффект внезапности проверки, — замечает Галина Мефодиевна. — А вот по жалобе с согласия Госпотребстандарта мы можем прийти без предупреждения. Это внеплановая поверка, но такие случаи нечасты…
Для проведения анализов в ГП «Харьковстандарметрология» есть аккредитованная лаборатория. Но самое плачевное, что деньги в бюджете на лабораторные исследования не предусмотрены, сетует специалист. 

— Поэтому сначала мы идем на предприятие и сами смотрим на вид, цвет, вкус, запах продукта, пробуем его на ощупь, оцениваем качество упаковки, маркировку — если возникают подозрения, берем продукцию на анализ. Если подозрения подтверждаются — лабораторные исследования оплачивает предприятие-нарушитель, — уточняет специалист.

Что должна содержать этикетка

1. Название, полный адрес и телефон производителя (юридический и фактический).
2. Название пищевого продукта.
3. Массу и объем.
4. Калорийность и энергетическая ценность 100 г пищевого продукта должна указываться и в килокалориях, и в килоджоулях. (1 ккал = 4,184 кДж).
5. Состав продукта.
6. Дату изготовления и срок годности. (Если срок годности продукта до 72 часов, то есть продукт скоропортящийся, например торты — обязательно время его изготовления.) Можно писать и «употребить до…»
7. Номер партии производства.
8. Условия хранения и использования.
9. Обозначение нормативного документа, согласно которому изготовлена продукция.