Спешу разочаровать спелеологов, краеведов и просто любителей древних тайн, возможно, привлеченных заголовком статьи. Речь в ней пойдет не о загадочных харьковских катакомбах, а о метрополитене — современных «подземельях», в которых мы бываем ежедневно и которые тем не менее хранят от нас много тайн. Для раскрытия подобного рода тайн конфликты и скандалы иногда просто необходимы, да не упрекнут меня в журналистском цинизме.

Нынешняя ситуация с харьковским метрополитеном чем-то напоминает историю с отставкой правительства Юлии Тимошенко. Конфликт в метро вызревал давно, несколько месяцев назад он вступил в активную фазу, а теперь, похоже, мы наблюдаем его кульминацию, традиционно сопровождаемую «выносом сора из избы». И «сор», надо сказать, весьма интересный…

Уволен по собственному нежеланию
Полгода назад, 17 мая 2005 года, почетный работник транспорта Украины, депутат Харьковского горсовета, секретарь постоянной депутатской комиссии по вопросам транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства и экологии Дмитрий Юрьевич Лозовой был уволен с должности начальника электродепо «Салтовское» ГП «Харьковский метрополитен». В июле он обратился в Московский райсуд г. Харькова с иском о признании его увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскании с метрополитена заработной платы за время вынужденного отсутствия. Рассмотрение дела затянулось.
28 октября, на пресс-конференции в Харьковской облгосадминистрации, начальник Харьковского метро Михаил Пилипчук заявил, что Лозовой был уволен за плохое поведение и использование служебного положения в личных целях — якобы сделал ремонт личной квартиры за счет средств метрополитена и принял своего депутатского помощника-консультанта на должность старшего механика. Дмитрий Лозовой заявление бывшего шефа посчитал ложью и попыткой воздействия на суд, в котором все еще находится рассмотрение его дела. И через несколько дней пригласил журналистов на свою пресс-конференцию, чтобы опровергнуть, в том числе документально, заявления Пилипчука. А заодно поведал о метрополитене и его начальстве много такого, что стало едва ли не интереснее самого конфликта... Впрочем, обо всем по порядку.
По словам Лозового, ремонт в квартире он действительно сделал. Только квартира не принадлежит ему, а является служебным жильем и входит в комплекс помещений для производственных нужд депо — комнат отдыха локомотивных бригад. И ремонт, причем не одной квартиры, а всего «бригадного дома» на ул. Героев труда, был произведен еще в 2003 году, до поселения там Лозового. В качестве доказательства Лозовой предъявил утвержденную и подписанную Пилипчуком программу ремонта и реконструкции дома и ордер на вселение в квартиру, полученный по решению Ленинского райисполкома уже после завершения ремонта. А еще — акт проверки департамента контрольно-ревизионной работы и предупреждения коррупционных и экономических правонарушений Минтранса Украины о законности проведения ремонта комнат отдыха локомотивных бригад, подписанный тем же Пилипчуком.
Работает в должности старшего электромеханика и помощник-консультант депутата горсовета Лозового. Правда, по словам депутата, не его помощник стал электромехаником, а наоборот — электромеханик, работавший в этой должности с февраля 2002 года, то есть еще до выборов, после избрания Лозового в горсовет стал в сентябре 2002 г., согласно регламенту, помощником депутата на общественных началах.
Под плохим же поведением, по мнению Лозового, бывшее начальство подразумевает его деятельность по защите рядовых работников метрополитена и их интересов от произвола и давления администрации. По его словам, руководство позволяло себе дискриминацию рабочих, машинистов, слесарей и электромехаников, а руководителей среднего звена, к которым принадлежал и он, ставила в патовые условия, с чем начальник электродепо не мирился, а активно протестовал. Ну и допротестовался.
Как рассказал Дмитрий Лозовой, давление в виде всевозможных проверок — от КРУ и транспортной прокуратуры до Минтранса включительно — началось на него и его коллектив еще в 2004 году. Фактов злоупотреблений установлено не было, и в начале 2005 года руководство сменило кнут на пряник — в январе начальник электродепо «Салтовское» Лозовой был назначен заместителем начальника метрополитена по социальной политике и быту. Однако, не проработав в новой должности и недели, он написал заявление с просьбой о возвращении на должность начальника депо. Причиной, по его словам, стало его несогласие действовать в сговоре с заместителями начальника метрополитена, контролирующими все процессы на предприятии.
В марте же месяце, по словам Дмитрия Лозового, машинисты обоих депо метрополитена — «Салтовского» и «Московского» — провели общее собрание под его руководством, где обсудили наиболее острые вопросы — сокращение на 7 дней льготного отпуска как «внутренний резерв» повышения зарплаты, кулуарное распределение премий профсоюзным комитетом и многое другое. На собрании машинисты подвергли жесткой критике действия начальника метрополитена, его заместителей, а руководству профкома чуть было не выразили недоверие. Именно это собрание, по мнению Лозового, и стало причиной его травли и последующего увольнения. Администрация, по его словам, спровоцировала его на конфликт с заместителем начальника по экономике Шутиковой, после чего поведение начальника электродепо стало предметом обсуждения внеочередного собрания профкома. Обвинив Лозового в хамстве и грубости, собрание приняло решение сообщить харьковскому городскому голове о недостойном поведении депутата и, почему-то, провести внутреннюю проверку возглавляемого им электродепо. По мнению Лозового, целью проверки было найти повод для его увольнения, поскольку ни одна из внешних проверок за последние три года такого повода не дала. Не дожидаясь окончания проверки, метрополитеновская газета «Метрополия» опубликовала статью о «сотруднике, недостойном звания работника метрополитена». 5 тысяч экземпляров газеты были бесплатно розданы людям у станции метро «Героев труда» — в районе, где живут избиратели Лозового. А приказ начальника метрополитена «Об итогах проверки производственно-финансовой деятельности электродепо «Салтовское» стал одновременно и приказом об увольнении начальника депо. Уволили его по ст. 41 ч. 1 КЗОТа — за одноразовое грубое нарушение. В самом же приказе адвокат Лозового усмотрел 16 нарушений трудового законодательства. Ну, а дальше вы знаете…

«Я обвиняю!»
Трудовыми конфликтами и спорами, увольнениями, в том числе — незаконными читателя сейчас не удивишь. Поэтому и о случае с Лозовым я бы не стал рассказывать столь подробно, если бы не сделанные им на пресс-конференции заявления, придающие данному конфликту принципиально иное звучание. Ибо речь, возможно, идет не только о защите прав трудящихся как об истинной причине конфликта. Выступление Дмитрия Лозового на пресс-конференции в минувшую пятницу походило на знаменитую речь Георгия Димитрова на Лейпцигском процессе. Бывший начальник депо во всеуслышанье заявил: в Харьковском метрополитене существует серьезная коррумпированная система, от которой страдают не только работающие в метро бизнесмены и коммерсанты, но
и государство, и пассажиры.
«Начальник отдела арендных отношений за полтора года на этой должности унес с собой около 150 тысяч долларов», — говорит Лозовой. И вопрошает: «Если метрополитен такой бедный и если его начальник просит денег у государства, то почему пойманного на взятке (можете проверить в органах внутренних дел) сотрудника отпустили, уволив по собственному желанию и дав возможность уехать в Киев?»
Подобного рода «почему» у Дмитрия Лозового в запасе, похоже, немало. Почему в метрополитене — бюджетном, убыточном, дотационном государственном предприятии заместители начальника, принимающие решения по всем вопросам, имеют столько движимого и недвижимого имущества, что позавидовал бы любой бизнесмен Харькова? Почему заявленная в прошлом году метрополитеном себестоимость проезда — 74 копейки — после начала проверки управлением экономики облгосадмининстрации резко снизилась — до 54 копеек? А когда прошлогодняя проверка Минтранса выявила 44 миллиона непроизводственных затрат метрополитена — почти столько, сколько он просил на приобретение вагонов для запуска двух новых станций, почему начальник метрополитена за нецелевое использование этих денег получил всего лишь обычный выговор? Почему тот же начальник обещает отменить законную 50%-ную льготу на проезд студентам, в то время как контролеры на станциях занимаются служебными подлогами, накручивая вертушку автоматического пропускного пункта? Почему харьковские журналисты ничего не знают об участившихся случаях увечий и травм, в том числе массовых, среди работников метрополитена? Почему в период прошлогодних митингов сотни этих работников снимали с работы и отправляли на политические митинги, в том числе —
за деньги в Киев?
Каждый свой вопрос Дмитрий Лозовой проиллюстрировал соответствующим документом, пообещав, что как только раздобудет такие же документы по другим, не менее интересным вопросам, то огласит журналистам и их. И, видимо, предвидя встречный вопрос журналистов — а что же сделал он, в бытность свою не последним человеком в метрополитене, Лозовой рассказал о более чем полусотне своих докладных записок Пилипчуку, оставшихся без результатов. И о еще одной докладной на имя тогдашнего министра транспорта Червоненко о фактах злоупотреблений администрации метрополитена, каждый из которых, по мнению Лозового, «тянул» на уголовное дело. По его словам, до министра записка не дошла, была перехвачена на уровне «Укрзалізниці» и обернулась проверкой, по итогам работы которой «факты не подтвердились».

Точку поставит суд?
Судебное решение по иску Дмитрия Лозового к ГП «Харьковский метрополитен», возможно, станет известно нам уже сегодня, 8 ноября, в день, на который назначено очередное судебное заседание. А может, и не станет, если заседание опять перенесут. По мнению Лозового, соперники намеренно тянут время, запутывая ситуацию и оказывая давление на суд, для чего Михаил Пилипчук, бывший мэр Харькова, использует все свои связи и знакомства. После первого заседания 20 сентября, где стороны обменялись документами, на имя председателя райсуда поступило заявление из прокуратуры с просьбой приостановить рассмотрение гражданского дела Лозового в связи с возбуждением транспортной прокуратурой уголовного дела по факту злоупотреблений в депо «Салтовское», однако не против Лозового, а против администрации вообще. Суд отклонил непроцессуальный документ, назначив заседание на 28 сентября. Но и в тот день по причине болезни одного из двух представителей ответчика заседание не состоялось и было перенесено почти на месяц, за который сторона ответчика представила суду огромное количество документов, с которыми не ознакомили истца. Внеся ходатайство о возможности ознакомления с этими документами, на этот раз отсрочки попросил истец. Все это время, по его словам, администрация метрополитена вербовала свидетелей и запугивала рядовых сотрудников, поддерживающих бывшего начальника депо. Работников электродепо «Салтовское» якобы принуждали давать письменные показания против бывшего начальника. В ответ 87 слесарей и машинистов подписали письменное обращение к мэру города, губернатору и министру транспорта. Некоторые из подписантов, по словам Лозового, уже уволены, других запугивают, а около десяти человек — по примеру бывшего начальника депо — пытаются восстановиться на работе через суд.
Дмитрий Лозовой утверждает, что в метрополитене нагнетается атмосфера подозрительности, руководство занимается подслушиванием в служебных кабинетах сотрудников, а все службы и подразделения подвергаются проверкам. Двух сотрудников после таких проверок увезла «скорая помощь». Поэтому в качестве превентивной меры от этой угрозы люди намерены выступить с заявлениями о прекращении давления на них.
А еще Лозовой заявил, что в день предыдущего заседания два десятка свидетелей ответчика из числа сотрудников электродепо «Салтовское» во главе с новым начальником (кстати, членом уволившей Лозового комиссии) взяли трехчасовые отгулы и, оставив работу, явились в суд. В связи с этим как не вспомнить о том, что работникам метро ежедневно доверяют свои жизни сотни тысяч харьковчан. Ведь ЧП на Салтовской линии метро, из-за которого полтора часа не ходили поезда, случилось аккурат через три дня после упомянутого судебного заседания…
Сегодня с помощью суда Дмитрий Лозовой надеется вернуть работу, зарплату и не остаться на улице вместе с месячным сыном, женой, еще не оправившейся после родов (кесарево сечение) и больным отцом. В перспективе — потребовать возмещения морального ущерба, подав иск о защите чести и достоинства. Администрация метрополитена ждет от суда избавления от «смутьяна». Понятно, что каким бы ни было решение суда, одновременно обе стороны оно не устроит и конфликт не загладит. И уж тем более понятно, что в рамках этого дела суд не решит главную проблему — мнимой или реальной коррупции в Харьковском метрополитене. Впрочем, сейчас этого от суда никто и не ждет, на то есть специальные органы, призванные, в частности, проверять заявления, подобные тем, какие сделал Дмитрий Лозовой. Подождем их реакции.
В ближайших номерах нашей газеты мы продолжим разговор о создавшейся скандальной ситуации, обратившись за разъяснениями к начальнику Харьковского метрополитена Михаилу Пилипчуку. Надеемся, что он согласится их дать.