8 января в Харьковской области впервые в Украине пущен новый вид транспорта — рельсовый автобус. Теперь невиданное доселе в нашей стране чудо техники будет три раза в неделю курсировать от Харькова до станции Тополи — одного из отдаленных районов, граничащих с Россией.

По словам начальника Южной железной дороги Виктора Остапчука, идея использовать на магистралях рельсовые автобусы зародилась у харьковчан года три тому назад… В феврале 2005 года руководство «Украинской железной дороги» «созрело» для приобретения двух рельсовых автобусов польского производства. С весны машины проходили обкатку и межведомственные испытания: одна — в депо «Основа», а другая — на Донецкой железной дороге. Буквально за два дня до Нового года приемочная комиссия наконец-то дала рельсовому автобусу «зеленый» свет.
Первыми пассажирами стали дети железнодорожников, по традиции приехавшие из Сум, Полтавы и Купянска посмотреть харьковскую новогоднюю елку на воде в бассейне «Локомотив». А теперь, после торжественного пуска, рельсовый автобус будет бегать по маршруту Харьков — Тополи. По мнению Виктора Остапчука, главные преимущества нового транспорта — комфортабельность и экономичность. Раньше на данном участке дороги ходили пригородные поезда — два вагончика и большущий локомотив, у которого расход электроэнергии по сегодняшним меркам просто зашкаливает (рельсовый автобус почти в четыре раза экономичнее магистрального пассажирского тепловоза). Более того, машина железнодорожников берет почти втрое больше пассажиров, чем обычный «Богдан» или «Икарус»... «За счет экономии расходов это все очень быстро окупится — года за два — два с половиной, — считает Виктор Николаевич. — Для нас сегодня это один из серьезных элементов экономии своих расходов, а для пассажиров — серьезное улучшение комфорта, повышение уровня сервиса, особенно пригородного движения». Экономить смогут не только железнодорожники, но и пассажиры: как деньги, так и время. «Теперь люди смогут добираться до Харькова, экономя час-полтора, — рассказывает начальник ЮЖД. — И билет у нас будет стоить 12 гривен 86 копеек, а не 20, как в обычных автобусах. Льготы те же, что и во всех поездах и электричках».
Виктор Остапчук отметил, что с нынешнего года рельсовые автобусы будут производиться на Крюковском вагоностроительном заводе, что на Полтавщине. «Они не будут уступать по качеству польскому аналогу, а также будут значительно дешевле по себестоимости, — подчеркнул начальник ЮЖД. — Ко Дню независимости поставлена задача изготовить семь таких рельсовых автобусов и создать компанию, которая будет заниматься перевозками». Предполагается, что эти автобусы будут курсировать по Южной, Львовской и Донецкой железным дорогам. По предварительным подсчетам, для украинских магистралей потребуется 175 подобных рельсовых автобусов.
А тем временем

Крюковский вагоностроительный завод готовится к выпуску отечественной модели рельсового автобуса. Новинка должна сойти с конвейера в нынешнем году.
Концерн «Крюковский вагонзавод» основан в 1874 году как вагоноремонтные мастерские. На сегодня концерн является одним из крупнейших производителей транспортных средств Украины (в том числе железнодорожного подвижного состава), а также комплектующих к ним. Концерн освоил выпуск более 30 типов и моделей грузовых вагонов, специальных инженерных машин и другой техники.