Особенно оценили новшество жители области. Однако, если подсчитать все расходы, становится ясно, что чем дороже билет, тем менее выгодно приобретать его на почте.

С 8 апреля 2009 года новой услугой воспользовались жители всех без исключения районов Харьковской области, говорит заместитель директора «Укрпочта» по маркетингу Эдуард Баглаенко. По его данным, большая часть проданных билетов за месяц работы новой системы — 128 (из 142 билетов) — «ушла» в область и всего 14 были проданы в Харькове. 
Почти все купленные проездные документы — на поезда; на автобусные маршруты заказов не было, и лишь один-единственный пассажир приобрел билет на самолет. 

— Покупатель авиабилета, когда увидел электронный проездной, несколько раз переспросил, улетит ли по нему, — смеется Эдуард Баглаенко. 

Система работает просто, но пока не очень оперативно — под заказ. В Харькове ждать билета придется не менее суток, в отдаленных селах — три–пять дней. К тому же, если купленный на почте билет с уникальным кодом на самолет или автобус можно сразу предъявлять при посадке, то железнодорожный пока можно только бронировать — потом его придется обменивать в обычных кассах. 

— Мы берем плату и передаем ее компании-перевозчику. То есть почта получает деньги только за почтовый перевод — от 5 грн., в зависимости от стоимости билета. Так, если проездной стоит до 500 грн., покупатель доплатит 4%, если от 500 до 1000 грн. — 2%, больше 1000 — 1,2%. Кстати, можно заказать билет прямо на дом. В селах «Укрпочта» доставит проездной за 3,40 грн., в городе — за 12,50 грн. 

Для сравнения, в коммерческих кассах города «комиссия» зависит от типа проездного документа, а не от его стоимости. К примеру, за плацкарт придется доплатить 6 грн., за купе — 8 грн., за люкс — 15 грн. «Экспрессы» оценивают так: первый класс — «плюс» 12 грн. к стоимости билета, второй класс — 8 грн., третий класс — 6 грн. Вот и выходит, что билет, условно за 100 грн., выгодней покупать на почте, где наценка составит 4 грн.; проездной за 200 грн. сравняет заработок бизнесменов и подразделения Минтранса, а вот все, что дороже, уже выгодней приобретать в коммерческих кассах. Хотя, с другой стороны, эти пункты продажи встречаются на пути реже, чем почтовые отделения. А в отдаленных населенных пунктах и вовсе отсутствуют.

Плюсы и минусы

— Еще не успела воспользоваться, но рада, что появилась такая возможность, — говорит харьковчанка Ольга. — Не всегда есть время и желание ехать на вокзал за билетами. А так зашел на почту — и купил. 

— У нас в поселке касс нет, — делится жительница поселка Первомайского Змиевского района Ася Горбунь. — Мы ездим за билетами в Харьков или в Мерефу. На почте, конечно, было бы удобно, но как быть с льготниками? 

Этот вопрос мы переадресовали в «Укрпочту». 

— Мы учитываем лишь разницу между детским и взрослым билетами. Другие льготы при продаже через почтовые отделения не предусмотрены, — сообщили на предприятии.