Три года назад аэропорт города находился на грани выживания. Сегодня руководству предприятия удалось преодолеть кризис и наметить курс на динамичное развитие. Предполагается, что года через четыре воздушные ворота Харькова приобретут современный вид и соответствующий комфорт, а пока главное… найти инвесторов.

Еще в 2002 году у аэропорта было более 15 миллионов гривен долгов и немалый шлейф задолженности по зарплате. В общем, вряд ли кто у данного предприятия хоть какие-то перспективы усматривал, не говоря уже о радужных. Более того, так как последний ремонт, по словам директора КП «Аэропорт Харьков» Виталия Буры, проводился в 1996 году, то практически все находилось в аварийном состоянии — на головы пассажиров штукатурка сыпалась.
Как только новая команда управленцев погасила долги, то сразу же приступила к интенсивному развитию воздушных ворот. Сегодня предприятие полностью выбралось из долговой ямы и демонстрирует динамичный рост заработной платы, а время от времени за счет собственных доходов может выполнять капитальные работы. По мнению Виталия Буры, в этом году в принципе уже могли бы добиться и чистой прибыли, но было решено полученные средства вкладывать в предприятие — реконструкцию здания аэропорта и летнего пассажирского терминала, а также подготовку техники к работе зимой. Кстати, после ремонта старого корпуса на фасад должны вернуться стильные механические часы. Правда, после всего вышеперечисленного директор аэропорта сам делает поправочку: как бы там ни было, но значительная часть вкладываемых средств — помощь городских властей. 2,5 млн. гривен — дотация предприятию из городского бюджета, еще столько же — льготы по плате за землю. «В общем, на старых возможностях можно протянуть еще пару лет», — считает руководство аэропорта.
А тем временем в Харькове сейчас могут приземляться только самые легкие самолеты. Без реконструкции и строительства дополнительных 300 метров взлетно-посадочной полосы воздушные ворота города остаются закрытыми для самолетов дальних рейсов (а других престижные авиакомпании и не держат). Чтобы полоса преобразилась, необходимо не меньше 14 миллионов долларов, и еще миллиончиков 28 требуется на строительство нового современного терминала.
Мэр Владимир Шумилкин неоднократно заявлял, что инвесторов искали и среди отечественных бизнесменов, и среди зарубежных: вели переговоры с россиянами, турками, французами, обсуждали возможность сотрудничества с Арабскими Эмиратами и ЕБРР. Поговорить-то поговорили, а вот за дело взяться пока никто так и не решился: к сожалению, несмотря на позитивные сдвиги, аэропорт до сих пор остается малопривлекательным «объектом». Впрочем, городские власти и сами понимают, что аэропорт сегодня — это достаточно рисковый проект, а посему в первую очередь речь идет о создании акционерной компании, соучредителями которой выступят коммунальное предприятие «Аэропорт Харьков» и главный инвестор. «Мы постараемся, чтобы большинство проблем предприятия решалось за счет инвесторов, а выделять средства из городского бюджета сможем только на оправданные и самые необходимые нужды, так как большинство будет направлено на жилой фонд», — заявил городской голова во время последнего совещания, посвященного подведению итогов работы аэропорта за три квартала 2005 года и планированию дальнейшей хозяйственной деятельности.
И вот в понедельник коммунальное предприятие «Международный аэропорт Харьков» официально пригласило поучаствовать в реализации проекта реконструкции предприятия всех заинтересованных лиц. Срок на размышления потенциальным инвесторам дан месяц. Как говорится в программе, нужно «всего ничего»: на ремонт аэродрома около 15 млн. долларов и, как и заявлялось ранее, 28 млн. долларов на строительство пассажирского терминала. А тем временем, неделей раньше, во время рабочей поездки в Харьков министр транспорта и связи Виктор Бондарь заявил, что министерство также намерено помочь в реконструкции аэропорта. По словам Виктора Бондаря, в настоящее время ведутся переговоры с правительством Японии о предоставлении долгосрочного кредита, за счет которого будет осуществляться данное строительство. Министр также отметил, что после реконструкции Харьковский аэропорт войдет в пятерку крупных региональных аэропортов Украины. Более того, министр подчеркнул, что в 2006 году государство будет рекомендовать украинским авиакомпаниям приобрести несколько отечественных самолетов Ан-140 с целью снятия с авиамаршрутов старых самолетов и поддержки национальной авиастроительной промышленности.
Напомним, в декабре Министерство транспорта и связи заявило о намерении создать единую мощную государственную авиакомпанию.
В тему
Условия участия инвестора в проекте:
1. Инвестор представляет бизнес-план, включающий свои предложения по организационно-правовой схеме реализации проекта.
2. Инвестор представляет подтверждение финансовых и технических возможностей в размерах, необходимых для осуществления проекта.
3. Инвестор подтверждает наличие опыта реализации подобных проектов, знание рынка, другие возможности.