Если народные избранники все-таки примут изменения к нынешней избирательной системе в стране. Но политики уже спорят, будет ли такой мэр более легитимен?

Парламент принял за основу законопроект, пред­усматривающий внесение изменений в Закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады, АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов». Если документ утвердят, его последствия в первую очередь ощутят на себе в городах с населением свыше 75 тыс. человек (соответственно и Харьков). Их мэры будут избираться по мажоритарной системе, причем абсолютным большинством (50% плюс один голос от количества проголосовавших), а не относительным, как действовало до сих пор, когда побеждал тот, кто набрал больше голосов. Если же ни один кандидат не наберет нужного количества «птичек» в бюллетене, предусмотрено повторное голосование, как при избрании президента. А вот графу «против всех» народные избранники предлагают убрать вовсе. 

Городской голова Михаил Добкин к возможному новшеству в избирательной системе относится скептически. 

— Мнение о том, что такая система точнее покажет, какого кандидата поддержит территориальная громада, — это абсурд, потому что явка избирателей на второй тур будет очень низкой, — уверен мэр. 

А вот экс-мэр Харькова Владимир Шумилкин видит в законопроекте плюсы. 

— Выборы в два тура — это шаг вперед, — считает он. — Сегодня довольно часто в начале выборов появляется множество «технических» кандидатов, и легко сделать так, чтобы «размазать» количество голосов. В итоге мэром можно стать, даже набрав от силы 10%. 

Известные харьковские политики Алла Александровская (КПУ) и Анатолий Семенченко (Народный Рух Украины), не раз баллотировавшиеся на пост харьковского городского головы, также утверждают, что выборы по принципу абсолютного большинства пойдут на пользу украинским городам. 

— Без порога абсолютного большинства к власти могут прийти люди с низким уровнем доверия. А ведь от мэров очень многое зависит, — поясняет народный депутат Алла Александровская, кандидат в мэры Харькова в 2002 и 2006 годах. 

— Я лишь не согласен с исключением графы «против всех», — добавляет Анатолий Семенченко, также баллотировавшийся в мэры в 2002 и 2006 годах. — Люди имеют право выразить свой протест против всех кандидатов. Но, думаю, когда законопроект дойдет до второго чтения в сессионном зале, эта норма изменится. 

Мнение эксперта

Политолог Александр Романюк: — При выбранном по принципу абсолютного большинства мэре будет меньше распрей в городском совете. Так что было бы хорошо сделать такую систему выборов повсеместно, а не только в крупных городах. Правда, голосование абсолютным большинством выйдет дороже — второй тур потребует дополнительных затрат. 

Политолог Игорь Гридасов: — Пока неизвестно, будет ли в окончательном варианте закона пункт, регулирующий порог явки избирателей. Если да, то при участии в выборах меньше половины избирателей волеизъявление будет считаться недействительным и объявится переголосование. В итоге некоторые города могут на неопределенное время остаться без законно избранных городских голов. Кто будет исполнять их обязанности — действующие мэры или новоизбранные секретари горсоветов — тоже пока неизвестно. Если же такой пункт принят не будет, то не совсем корректно говорить об «абсолютном большинстве» — разве что об абсолютном большинстве явившихся на участки. 

Кроме того, выборы по новой системе приведут к уменьшению шансов на победу фигуры, поддерживаемой лишь одной группой городского населения и одиозной для остальных. Зато сделают городскую власть менее дееспособной. Между первым и вторым турами кандидат будет вынужден идти на политические договоренности. А значит, лишится части властных полномочий, должностей или городских ресурсов.