Верховная Рада Украины приняла изменения в Закон «О рекламе», чтобы привести его в соответствие с европейскими нормами, а потом… отправила на доработку. И снова для того, чтобы «угодить» Европе.

— По словам члена комитета ВР по вопросам свободы слова и информации Елены Бондаренко, пока эти изменения разрабатывались, Европа уже приняла более либеральные нормы, — объясняет заместитель начальника Главного управления по делам защиты прав потребителей Татьяна Холод. — Так, согласно новым директивам европейской конвенции, разрешается увеличить рекламное время с 15 до 20% вещания в период одного астрономического часа. 

Именно поэтому изменения в закон снова отправлены на доработку. По мнению специалистов, для корректировки достаточно будет двух недель. 

Согласно новым нормам, рекламная пауза (а также любой редакционный, авторский или информационный материал, включая анонсы программ и передач) может прерывать кино- и телефильмы, которые идут более 45 минут, не чаще, чем один раз в эти самые 45 минут. Однако если после двух и более таких прерываний до конца трансляции остается не меньше 20 минут, телевизионщики имеют право «на десерт» выдать зрителю еще одну порцию рекламного блюда. 

За качеством и количеством рекламы на телевидении следят Главное управление по делам защиты прав потребителей и Госпотребстандарт. 

По словам Татьяны Холод, специалисты записывают все, что идет на телеканале, и проводят мониторинг. При выявлении нарушения руководству телеканала направляется письмо с просьбой предоставить информацию о рекламодателе, так как, согласно ст. 27 Закона «О рекламе», ответственность за содержание рекламы несет именно он. Рекламодатель предоставляет управлению информацию о том, на основании чего была размещена та или иная реклама, и уже после этого выносится решение. 

— К нарушителю применяются штрафные санкции, а деньги отправляются в госбюджет, — продолжает Татьяна Холод. — Первый раз — в размере пятикратной стоимости от размещения рекламы. Если нарушение повторное — в размере десятикратной стоимости.

Нормы ужесточили

Согласно принятым изменениям, телепродажа теперь должна содержать необходимую, доступную, достоверную аудиовизуальную информацию о товаре, который предлагается, и не должна побуждать детей к его покупке или аренде.
Также запрещается спонсорство теле- и радиопедач с использованием названий лекарственных средств, которые распространяются только по предписанию (рецепту) врача, и конкретных медицинских услуг, применение которых требует специальных знаний и подготовки.