В нынешнем году городское здравоохранение стало богаче на 40%. Государственный и городской бюджеты позаботились и о пациентах, и о самих медиках. Тем не менее увеличение финансирования — это лишь «припарки» для бездыханной отрасли.

харьковскому здравоохранению 2006 год принес существенные средства на содержание и развитие коммунальных учреждений. Деньги выделены и государственным, и городским бюджетами. Для того чтобы осмыслить важность этого события, стоит сравнить финансирование отрасли «до» и «после». По сравнению с 2005 годом здравоохранению в нынешнем году выделили почти на 40% больше средств. Довольно-таки ощутимо выросла заработная плата медиков: если в прошлом году они в среднем получали 418 гривен, то в этом году их зарплату предполагается увеличить на 130 гривен. Пациенты тоже должны ощутить на себе щедрость государства и местных властей: из расчета на одного жителя в год ассигнования возросли на 27%. Для сравнения: в 2004 году на одного харьковчанина выделялось 117 гривен, в 2005 году — 150 гривен, в нынешнем году — 191 гривна на человека. На медикаменты в лечебных коммунальных учреждениях городу предоставлено пятнадцать с половиной миллионов гривен, а это очень серьезная цифра по сравнению с десятью миллионами прошлого года. Питание в стационарах тоже обещает стать «сбалансированнее» почти на 114% — это составит четыре с половиной миллиона гривен.
Естественно, учитывая взлет цен на продукты, уповать на то, что в этом году пациенты в больничной похлебке вдруг обнаружат добрый шмат мяса, не стоит. Начальник городского управления охраны здоровья Александр Галацан в беседе с корреспондентом «Вечерки» заметил, что его отношение к проблеме питания, скорее всего, не совпадает с мнением общественности: «Может быть, это моя субъективная точка зрения, но питание не является определяющим показателем. Судите сами: почему пациент, приходя в плановом (я подчеркиваю — в плановом) порядке в больницу, должен рассчитывать на те копейки, которые получает система здравоохранения на приготовление супа, похлебки или какой-то каши? Все равно родственники будут приносить ему какую-то еду. Другое дело, если в стационар попадает человек одинокий, социально незащищенный — пенсионер или инвалид. Тарелка супа или каши позволит ему обеспечить более или менее сносное существование во время нахождения в больнице. Кроме того, этот размытый показатель из расчета 50-60 копеек на койку в больницах на самом деле распределяется потому, что люди, которые имеют хоть какой-то минимальный уровень социальной обеспеченности, как правило, больничную пищу не употребляют».
Кстати, Александр Викторович заверил, что бюджетные средства, выделенные на охрану здоровья в городе, используются строго по назначению. В течение прошлых двух лет прозвучало предостаточно упреков в коррупционности здравоохранения, неэффективности использования средств, неправильном расходовании и даже хищениях. Не ручаясь за другие регионы, Александр Галацан заверил, что в Харькове очень жесткая и неукоснительно выдерживаемая система соблюдения Закона Украины о закупке товаров и услуг за государственные средства. Этому способствуют и довольно жесткие требования нового закона о проведении тендеров, который вступил в силу в июне прошлого года. Закон четко и конкретно регулирует все отношения в этой сфере, конкретно диктует заказчику — распорядителю бюджетных средств, то есть главному врачу бюджетного медицинского учреждения, руководителям районного и городского органов управления, как проводятся тендеры, как закупается медицинское оборудование, медикаменты, продукты питания и многое другое, без чего не может жить отрасль. «При правильном соблюдении норм закона и контроля со стороны структур, которые уполномочены осуществлять надзор за расходом средств, — заявил начальник горздрава, — ни о каких хищениях и злоупотреблениях в этой сфере и речи быть не может. Эти вопросы много раз проверялись и будут контролироваться и дальше — это тоже должно быть открытой информацией. Само проведение торгов сейчас настолько прозрачно, что я, честно говоря, не вижу никакой возможности для неэффективного расходования бюджетных средств».
Впрочем, даже удвоенного финансирования не хватит на то, чтобы подлатать давно уже продырявленное здравоохранение. Отрасль, и сама-то дышащая на ладан, вряд ли способна всерьез заниматься здоровьем нации. В конце прошлого года медиков ознакомили с указом Президента Украины, касающимся неотложных мер по реформированию системы охраны здоровья в Украине. «В нем еще раз даны поручения Кабинету министров Украины и Министерству здравоохранения подготовить основополагающие документы, которые, наконец, положили бы начало реформе системы здравоохранения, — говорит Александр Галацан. — Без кардинального переустройства самой системы здравоохранения в стране ничего не произойдет. Мы по-прежнему находимся в рамках советской системы. За годы независимой Украины наработана колоссальная нормативная база отрасли: десятки законов, постановлений Кабинета министров, сотни, а может быть, и тысячи наших отраслевых министерских приказов, которые регулируют различные секторы и направления деятельности системы здравоохранения. В то же время основополагающие законы — закон об обязательном стандарте, или, говоря проще, закон о гарантированном минимуме медицинской помощи и закон об обязательном медицинском страховании — до сих пор не приняты. Должен быть утвержден базовый медицинский стандарт, за который государство будет четко нести ответственность и на который оно выделило бы государственные ресурсы всем уровням бюджета. А все остальное — сектор дополнительных возможностей. Люди должны понимать — все, что выходит за рамки базового социального стандарта медицинской помощи, наверняка должно оплачиваться. Все обращают свои взоры к 49-й статье Конституции, где четко написано, что медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья оказывается бесплатно, но там же написано и другое, но на это не обращают внимания: что государство обеспечивает систему здравоохранения бюджетным финансированием соответствующих программ. Получается, что, с одной стороны, медицинская помощь без всяких пределов и размеров оказывается бесплатной, а с другой стороны, сколько бюджета дали, столько и будет. В этом году выделена гривна на питание, три-четыре гривны на медикаменты, но все равно этого мало. Без основополагающих законов реального движения реформы быть не может. Мы в очередной раз воодушевлены, обнадежены и надеемся на то, что депутатский корпус и политики все-таки наконец поймут, что дальнейшая задержка реформирования здравоохранения приведет к необратимым последствиям в украинской популяции, структуре генофонда нации».