Сегодня производители сельхозтехники планируют выйти под стены облгосадминистрации, чтобы попросить у местных властей и правительства поддержки. Работники ХТЗ в недоумении: почему их продукция до сих пор не закуплена для использования украинскими аграриями?

Производство запустили, а госзаказа нет 


— Люди будут бороться за свой завод, — подчеркнул председатель профкома ОАО «ХТЗ» Валерий Дейнека. — В марте премьер-министр пообещала приобрести по лизинговым схемам 700 тракторов, но финансирование до сих пор так и не начато. Мы написали письма и губернатору, и премьер-министру, и спикеру Верховной Рады, и в Национальную службу примирения и посредничества, но ответов нет. 

Пока идет согласование решения Кабмина во всех инстанциях и поиски бюджетных средств, говорит Валерий Павлович, руководство предприятия будет вынуждено снова остановить производство. 

— С ноября 2008 года у нас и так сократили более тысячи человек, — рассказывает Валерий Дейнека. — Оставшийся коллектив — 4300 сотрудников, как и предусмотрено законодательством, из-за вынужденного простоя получали по 2/3 тарифа или оклада. И это при том, что за девять месяцев прошлого года мы выпустили продукции на 680 млн грн., из которых 72 млн заплатили в бюджет. 

На ХТЗ недоумевают, с чем связана проволочка с финансированием, ведь графики поставок сельхозтехники уже были согласованы. 

— Вначале в Кабмине заявили о закупке 700 машин, потом количество уменьшили до 500, но пока не куплен ни один агрегат, — разводит руками директор по персоналу ОАО «ХТЗ» Виктор Логачев. — С учетом этого заказа в мае мы запустили производство. Также был сформирован объем работ на июнь, но сейчас мы были вынуждены уменьшить план на треть. 

«Наша продукции конкурентоспособна»

 

В этом году украинские аграрии к посевной не купили ни одного трактора харьковчан. Производители сельхозтехники считают, что крестьяне ждут, когда заработает лизинг и отечественные машины можно будет купить по льготным схемам. 

— Поверьте, наша продукция конкурентоспособна, — уверяет Виктор Логачев. — Сейчас подготовлена к испытаниям опытная партия совершенно новых тракторов. Для стабильной работы нам необходимо выпускать в месяц 220-250 тракторов. А для успешной — 300. Рабочие готовы делать столько машин, но необходимо расшевелить украинский рынок. 

По его словам, импортная техника стоит как минимум на 40% дороже отечественной. 
Вопрос о поддержке на региональном уровне промышленники поднимали уже неоднократно. В прошлом году в рамках такого проекта даже удалось продать четыре трактора. Но в этом году работа в этом направлении еще не начиналась. Тем не менее в облгосадминистрации обещают оказать тракторостроителям поддержку. 

— В марте нынешнего года нам удалось убедить премьер-министра в необходимости приобретения тракторов ХТЗ, — заявил первый вице-губернатор Владимир Бабаев. — На этой неделе руководитель области планирует еще раз обратиться к премьер-министру, а также в Министерство аграрной политики и Минпромполитики, чтобы ХТЗ смог, наконец, реализовать свою продукцию на территории Украины. 

Аграрии предпочитают зарубежную продукцию

 

А вот по мнению местных аграриев, в Украине еще не научились выпускать машины, сравнимые по качеству с импортной сельхозтехникой. 

— Несмотря на значительную разницу в цене, для обработки крупных сельскохозяйственных угодий (более 2000 га) выгоднее покупать трактора известных брендов, которые не только более надежны и мощны, но и экономичны, — считает директор фермерского хозяйства «Паритет-Агро» Игорь Ботштейн. — Я сравнивал, подсчитывал — импортная техника позволяет экономить не только топливо, но и время, и силы работников. Сельхозтехника отечественных производителей может пригодиться мелким и средним фермерским хозяйствам. Но у них нет денег на покупку этих тракторов.