Гибель субмарины "С-2" в проливе Седра Кваркен (Южный Кваркен) была первой боевой потерей подводников, к тому же она оказалась самым крупным по водоизмещению кораблем, погибшим в ходе этой войны.

В территориальных водах Швеции обнаружена советская подводная лодка "С-2", затонувшая 3 января 1940 г во время войны с Финляндией и ставшая первой, погибшей в боевых условиях.

Находку сделала группа шведских поисковиков, которые с помощью подводной камеры с дистанционным управлением два года назад нашли недалеко от Аландских островов еще одну субмарину "Щ 305", передает ИТАР-ТАСС.

Подлодка считается воинской морской могилой, точное ее местоположение будет сообщено соответствующим шведским инстанциям, которые примут окончательное решение о публикации координат или сохранении их в секрете.

"Мы начали поиск "С-2" десять лет назад, и каждое лето безрезультатно исследовали предполагаемый квадрат ее гибели. Надежда практически иссякла, когда вдруг сонар обнаружил подлодку. Носовой отсек был взорван - видимо она подорвалась на мине. Поэтому идентификация заняла очень длительное время", - рассказал подводник-поисковик Бьорн Русенлеф.

Гибель субмарины "С-2" в проливе Седра Кваркен (Южный Кваркен) была первой боевой потерей подводников, к тому же она оказалась самым крупным по водоизмещению кораблем, погибшим в ходе этой войны. Кроме того, это был первый случай массовой гибели личного состава флота время боевых действий – пропали без вести все 50 чел экипажа.

Подлодки серии "С" были построены в 1935-1938 гг на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде и стали первыми средними подлодками ВМФ СССР отечественной постройки. Они имели очень хорошие для того времени мореходные и боевые качества.

Информация о боевых действиях "С-2" в ходе войны 1939-1940 гг, имеющаяся в Российском государственном архиве ВМФ, невелика. Главные источники - вахтенный журнал, журнал боевых действий и другие документы пропали вместе с самой подлодкой.

Известно, что перед экипажем "С-2" стояла задача прорыва в Ботнический залив и боевых действий на морских коммуникациях противника. Наибольшую опасность для подлодок в районе Южный Кваркен представляли минные заграждения, шведские и финские корабли противолодочной обороны, охранявшие конвои, и подводные скалы.

Согласно одной из версий, выдвинутой Военным Советом Балтфлота сразу после гибели подлодки, "С-2" затонула в результате подрыва на подводной мине. Она могла оказаться на минном поле в результате недостаточного знания глубинных течений: лоции по этому району Балтики отсутствовали, а карты были неточными.