На заслуженном отдыхе этот «участник» Великой Отечественной войны уже почти 35 лет. Разыскав раритет за Уралом, в 1975 году железнодорожники ЮЖД установили паровоз (серии Эу 677-49) на почетный пьедестал.

Во время войны с фашистскими оккупантами большинство харьковских машин, в том числе и приписанные к депо «Октябрь», дислоцировались за Уралом и обслуживали Сталинградский фронт. 

В книге воспоминаний «Магистраль в огне» машинист Иван Бобришев, который долгие годы управлял этим паровозом, написал: «Начало 1943-го. На станции Качалино мы получили приказ подогнать паровоз к поезду из семи вагонов. В четырех были пленные фашистские офицеры и наши конвоиры. Один вагон посредине был пуст. Мы так до последнего момента и не знали, для кого он предназначен… 

К поезду подъехали несколько автомобилей. Наша бригада увидела, что в свободный вагон погрузили всего несколько человек. Всем стало понятно, что это очень важные военнопленные. Позже мы узнали, что это были фашистские генералы и вместе с ними сам фельдмаршал Паулюс». 

Спустя тридцать лет после победы сотрудники Южной железной дороги отыскали паровоз за Уралом, привезли на родину и восстановили. Сегодня он — один из главных экспонатов народного музея ЮЖД под открытым небом. 

— Сам он не мог приехать, так как к тому времени в Советском Союзе перешли уже на другие виды железнодорожного транспорта, которые не нуждались в «дозаправке» водой, — вспоминает пенсионер Василий Климов, проработавший на железной дороге более шестидесяти лет. — Кстати, паровозы серии Эу 677-49 пришли на смену первобытным «Щукам» в 20-х годах (паровозы серии Щ слабосильные, но быстроходные локомотивы начала XX века. — Прим. авт.). Эти локомотивы были усовершенствованными и более мощными, экономичными, машинисты на них работали до начала шестидесятых годов. 

По словам начальника электровозного депо «Октябрь» Александра Бартновского, «родственники» легендарного паровоза делались в Венгрии, а собирались на Харьковском паровозостроительном заводе. 

— Паровоз для нас — символ той эпохи, — рассказывает Александр Маркович. — По доброй традиции, 9 Мая обязательно собираемся и фотографируемся у раритетного локомотива. Железнодорожники, у которых за плечами немалый стаж, долгое время вспоминали эти машины с ностальгией. И это при том, что на них было очень непросто работать. Обслуживающий экипаж состоял из машиниста, помощника машиниста и кочегара.