"Десятку" автомобилей, которые изменили мир, от сербской Zastava до американского Ford Mustang, назвал журнал Forbes, передает РИА "Новости".

"Эти машины поменяли как привычки и стиль жизни людей, так и долгосрочную стратегию автопроизводителей. Иногда они даже меняли правительства", - пишет издание.

Сербская "малышка" Zastava (на фото) перевернула американский рынок в середине 80-х годов с невероятной розничной ценой 3 990 долларов. Суперкомпактная машина шла нарасхват, поскольку качество явно превосходило цену. Санкции ООН, введенные против Сербии в 1992 году, поставили крест на продвижении Zastava на мировые рынки, для которых это стало наказанием не меньшим, чем режим тогдашнего сербского лидера Слободана Милошевича.

Автомобиль, представивший возможности нового тысячелетия, - это, по версии Forbes, гибрид Toyota Prius, покорившая рынок США в прошлом году с объемом продаж свыше 155 тысяч авто. Prius стал первым ответом автоиндустрии "зеленые" веяния 21 века. "Без всяких опасений можно сказать, что Prius стал автомобилем, изменившим ту автоиндустрию, какую мы знали", - считает Forbes.

Свои автомобили-иконы были у каждого времени, как Porsche 911 или Volkswagen Beetle ("жук"), которые формировали стилистику индустрии на протяжении десятилетий.

Создание Beetle, этого "народного жука", началось под непосредственным покровительством Адольфа Гитлера в 1938 года, но судьба его была гораздо более долгой. "Жука" сняли с конвейера лишь в 2003 году.

Совсем иной путь проделал восточно-германский "народный автомобиль" Trabant, который по всем статьям проигрывал своим капиталистическим братьям. Forbes полагает, что проигранная конкуренция на авторынке, как и в целом на потребительском рынке, была мощной причиной падения Берлинской стены и всего социалистического лагеря.

Американский Ford Mustang не свергал правительства, но буквально ошеломил покупателей, когда его впервые представили на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке в 1964 году. Всего за год в США было продано полмиллиона этих мощных спортивных купе. Современная модификация Mustang остается востребованной на депрессивном авторынке США - только в мае было продано 8 812 этих автомобилей.

Свой след в истории оставили Jeep Cherokee и Dodge Caravan, также вошедшие в топ-10. Хотя, вероятно, они будут вскоре вытеснены более мелкими конкурентами, такими, как индийская Tata Nano или электрогибрид Fisker Karma, полагают эксперты Forbes.

В рейтинге люксовых моделей автомобилей от американского издания duPont недавно лучшей автоновинкой 2009 года признали Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport. Средняя стоимость одного автомобиля из представленного топ-11 с прошлого года выросла на 118% - с 188 000 до 410 000 долларов.

А самым дорогим автомобилем и лучшим автомобилем, который можно купить за деньги, признали гоночное купе Ferrari 250 GTO, за которое в прошлом году неизвестный покупатель отдал 20 миллионов евро (около 29 миллионов долларов).

Всего было собрано 39 таких машин, причём купить машину могли лишь те, кого лично знал Энцо Феррари. Считается, что именно 250 GTO является самым лучшим спортивным автомобилем в мире, который только можно купить за деньги.