В Харькове стартовал второй экскурсионный сезон ретро-трамвая. В этом году раритетный вагончик «Аннушка» приоткроет своим пассажирам секреты старинных улиц и зданий, расположенных в западной части Первой столицы.

Шумный, но выносливый

 

Перед отправлением «Аннушки» на трамвайной остановке у Южного вокзала собралось немало любопытных, но проехаться решились немногие. Большинство лишь заглядывали в отреставрированный ретро-салон и уточняли маршрут, а заскочившие на подножку мальчишки и вовсе норовили порулить старинной машиной. 

— В управлении этим трамвайчиком нет абсолютно никаких сложностей, потому что здесь ручное управление, — улыбается водитель Василий Морщаков, но «чужаков» к старинным предохранителям и контроллеру старается не подпускать. — Он — очень выносливый. Единственный недостаток — шумный. 

Ретро-трамвай курсирует улицами Харькова (ФОТОРЕПОРТАЖ)


Водителем трамвая в харьковском горэлектротрансе Василий Афанасьевич работает с 1972 года. Когда начальник предложил сменить современную кабину на старинную, долго не раздумывал, а сейчас готовит себе на подмену еще трех стажеров. 

— В принципе пересаживаться на ретро-трамвай было не страшно, так как долгое время водил старые вагончики, где была подобная кабина. «Аннушку» доверяют только опытным водителям, — подчеркивает Василий Морщаков и отправляется в путь. 

Церковь была складом 



Экскурсионная программа начинается с Привокзальной площади. 

— Сейчас мы выезжаем на ул. Красноармейскую, и слева вы видите изумительное серое здание, которое подарил нам известный архитектор Александр Рженишевский, — рассказывает экскурсовод Наталья Миц. — В Харьков он приехал молодым выпускником Петербургской академии художеств. Именно благодаря его проектам в зданиях появились и передвижные стенки, трансформирующие комнаты, и фонтанчики на лестничных площадках… 

Чуть дальше мы проезжаем одну из самых старых пожарных частей города с каланчей. Построенная в 1857 году, она работает и по сей день. Чем дальше мы едем, тем более удивительные факты нам открываются. По Полтавскому шляху, 37 сохранился дом, в котором жила мать Григория Квитки-Основьяненко. А на месте так называемого «круглого» сквера, оказывается, в начале XIX века находилось озерцо, через которое был переброшен мостик. 

— А вы знаете, что на небольшом пятачке в конце площади Розы Люксембург, где сейчас стоят светофоры, давным-давно находилось «лобное» место? — спрашивает гид. — Здесь до 1830 года проводились жестокие публичные наказания — преступникам могли отрезать кисти рук, уши, вырывать языки. 

Подъезжаем к улице Грековской. В свое время в доме № 9 жил поэт Михаил Кульчицкий, а на противоположной стороне в доме № 12 — композитор Исаак Дунаевский. Чуть дальше видим очень красивую православную церковь. По словам Натальи Викторовны, Гольберговский храм трех святителей — уникальный. Второго такого в Украине не сыскать. 

— Дело в том, что фасад этого здания обрамляют звезды Давида, равноконечные греческие и удлиненные католические кресты, — показывает экскурсовод. — Братья-купцы Григорий, Василий и Иван Гольберги пришли к священнику и говорят: «Мы хотим в своем районе построить церковь». Узнав их имена, святой отец посоветовал построить храм в честь трех святых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во времена Советской власти эта архитектурная «жемчужина» чудом уцелела, потому что ее переоборудовали под склад церковного имущества, собранного со всего города. Кстати, строительство трамвайной линии — частично тоже заслуга Гольбергов. 

Всем известно, что в начале XX века 98% женщин рожали с бабками-повитухами, а не в больницах. Но, наверное, мало кто знает, что первый в Украине роддом появился в начале 20-х гг. именно в Харькове. Он был открыт на улице Братьев Черепановых, 7 на средства врача Ивана Попандопуло, которого большевики чуть позже расстреляли. 

Подарок для любимой девушки 



— Харьков по духу мне ближе, чем родной Львов, где я выросла, — делится экскурсовод Наталья Миц. — Я с огромным удовольствием изучала и изучаю историю Первой столицы, а то что знаю — могу рассказывать часами. 

По словам Маргариты Овсепьян, директора турагентства, арендовавшей у города ретро-
трамвай, подготовка к открытию нового маршрута шла целый год. Теперь за 50 минут прогулки пассажиры трамвайчика могут не только услышать интересный рассказ, но и просмотреть фотографии с видами старого города. 

— Нынешний тур будет интересен не только харьковчанам, но и гостям Первой столицы, — предполагает Маргарита Алексеевна. — Мы провозим по тем неизведанным улочкам, которые не только богаты архитектурными жемчужинами, но и личностями, которые здесь жили. 

Первыми пассажирами ретро-трамвайчика в этом году оказались студенты Александр и Ирина. 

— Моя девушка из Киева, а я харьковчанин. Вот решил к ее очередному приезду сделать подарок, — делится Саша. — Я катался на этом трамвайчике впервые и узнал для себя очень много нового, особенно понравилась история о враче, который помогал женщинам.
— Несмотря на то, что я в этом городе бываю довольно часто, таких старых улочек в Харькове еще не видела, — вторит Ира. 

Маршрут

Впервые ретро-трамвай вышел на маршрут 1 июня 2008 года. В прошлом году экскурсионный трамвай двигался по маршруту ЦПКиО им. Горького (круг трамвая № 5) — ул. Веснина — ул. Пушкинская — пл. Конституции — ул. Полтавский шлях — Южный вокзал и перевез 1115 человек. 

В этом году был разработан новый тур: Южный вокзал — ул. Полтавский шлях — пл. Пролетарская — пл. Рыбная — ул. Грековская — ул.1-й Конной Армии — ул. Октябрьской революции — ул. Гончаровская. 

Покататься в старинном вагоне можно каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. Начало экскурсий — в 10.00; 11.00; 12.00; 13.00 и 15.00; 16.00; 17.00; 18.00. Стоимость билетов — 20 гривен.