Я живу на проспекте Гагарина. Гул машин с трассы буквально берет измором. Правда ли, что от дорожного шума защищают деревья? Римма Матвеевна

Заведующая отделением контроля над электромагнитными излучениями Харьковской областной санэпидстанции Людмила Мовчан считает: чтобы шум автомагистралей не проникал в наши квартиры, между трассой и жилыми домами нужно ставить заслон — железобетонные барьеры высотой не меньше двух метров. Такие барьеры стоят, к примеру, на обочине чугуевской и симферопольской трасс. Но в городе возвести двухметровые «крепости» невозможно. Зато вполне реальны другие меры. Одно из средств защиты от гула автомобилей — зелень. Причем отдельные чахлые деревца город не спасут: нужны грамотно высаженные шумозащитные полосы.

— Для шумозащитной полосы из зелени формируются несколько полос с расстоянием между ними, равным высоте деревьев (а их высота долна быть не меньше 5-8 м), — объясняет специалист. — Ширина полосы должна быть не меньше пяти метров. Причем деревья нужно сажать в шахматном порядке, а шумозащитная зеленая полоса должна быть плотной: деревья должны смыкаться кронами, а пространство между стволами до земли нужно заполнять густым кустарником.

Шумозащитные полосы зеленых насаждений составляют из надежных пород быстрорастущих, устойчивых к условиям городской среды деревьев и кустарников. Обычно для шумоизоляции в городах используют липы и клены — они служат заодно защитой и от химического загрязнения воздуха.

Зеленая стена уменьшает уровень шума примерно на 10%, и это заметно облегчает участь людей, живущих вблизи магистралей, если учесть, что проникновению шума в помещения препятствуют и стены домов.

Людмила Мовчан считает, что такая зеленая шумоизоляция особенно необходима на оживленных автомагистралях: на проспектах Гагарина и Московском, на улицах Академика Павлова, Пушкинской. В этих зонах уровень шума на территории жилой застройки превышает допустимый больше чем на четверть.

Вянут не только уши

По данным облСЭС, под влиянием шума в организме происходят сердечно-сосудистые, неврологические изменения. Между тем на шумных автомагистралях уровень шума доходит до 80, а иногда и 85 дБа. Между тем допустимый уровень шума на территории жилой застройки в дневное время не должен превышать 50 дБа, ночью — не больше 40-45 дБа.