Обменять покупку или получить компенсацию ее стоимости теперь можно только по результатам спецэкспертизы.

РЕМОНТ ВМЕСТО ДЕНЕГ



В декабре вступил в силу новый Закон "О защите прав потребителей", — рассказывает заведующий сектором правовой работы Главного управления по защите прав потребителей КГГА Вячеслав Голубовский. Во многом он прогрессивнее старого: расширена терминология, изменились нюансы правоотношений между производителем, продавцом и потребителем, конкретизировано понятие договора, отрегулирована возможность торговли на расстоянии (по интернету, почте). Кроме того, появилось понятие кредита — раньше заемщик, имея дело с финансовыми учреждениями, "потребителем" не являлся.


Явным минусом стало то, что теперь гораздо сложнее отстоять свои права при возврате некачественных промтоваров. "Благодарить" за неудобное нововведение нужно так называемых "профессиональных потребителей", которые, хорошо зная законы, покупают, например, одежду в дорогих бутиках, носят ее неделю, а потом возвращают под каким-либо предлогом. Магазины с ними редко связываются: экспертиза исследования одежды на предмет "ношеная, не ношеная" — одна из самых дорогостоящих.



По старому закону при выявлении существенного недостатка товара можно было сразу ставить вопрос о возврате денег. Сейчас это более сложная процедура, а права потребителей попросту ущемлены. Раньше, например, можно было запросто вернуть не понравившуюся электробритву в течении "гарантийных" 14 дней, а сегодня можно говорить только о ремонте. Заменить товар или вернуть деньги можно только после того как экспертиза обнаружила "существенный недостаток" (потеря формы, затраты на ремонт дороже, чем сама вещь, починка невозможна, недостатки возобновляются регулярно). Если недостаток "несущественный", неисправному товару "светит" только ремонт. К сожалению, экспертиза не всегда классифицирует недостаток как "существенный" или "несущественный", только говорит, по чьей вине он произошел.



Вернуть деньги несложно, если продают явный "неликвид". Был случай, когда женщина приобрела на базаре шубу. Одежка была великовата, и продавец предложил укоротить ее на месте своими силами. Так и сделали, но дома покупатель обнаружила, что шуба в дырках, как решето. Обменять ее на рынке отказались, так как "она потеряла товарный вид". Возможно, продавец по закону был бы и прав, если бы речь шла о товаре надлежащего качества, но в иске был поставлен вопрос о качестве шубы: сырья, пошива, санитарно-гигиенического соответствия. Как только в суде стал вопрос об экспертизе, продавец мигом вернул деньги. К сожалению, "хэппи-энды" в конфликтах покупателя с рынком редки из-за отсутствия чеков. На рынках кассовых аппаратов нет, а давать чеки продавцы не заинтересованы, ведь именно там продается большинство брака.


БЕЗ СУДА — МОЖНО, А БЕЗ "СЛЕДСТВИЯ" — НЕТ

Как заставить торговца раскошелиться?


Чтобы заставить торговца вернуть деньги за брак, нужно действовать поэтапно.


Прежде всего надо доказать, что покупка сделана именно здесь — предоставить товарный чек (и вообще, заведите "копилку" чеков). Без чека доказать факт покупки можно только в суде. После этого, опять же, в судебном порядке, ставится вопрос о возврате денег.


Если есть чек, сначала попытайтесь урегулировать конфликт лично. На словах не получается — оформляйте претензию. Продавец отказывается ее принимать? Не беда, отправьте по почте, квитанция о получении письма (в ней распишутся волей-неволей) будет служить доказательством в суде.


Если торговец не реагирует, нужно обратиться в органы по защите прав потребителей — написать заявление по сути спора. Специалисты проверят факты, будет составлен акт, а продавцу направлено предписание решить вопрос. Управления по защите прав потребителей лишены права налагать штрафы, но могут приостановить деятельность предприятия или реализацию продовольственного товара, если лабораторные исследования показали, что он некачественный.


Возвращать деньги отказываются — требуйте проведения экспертизы. За нее платит продавец, но если виновным окажется покупатель, он будет обязан компенсировать стоимость исследования. Продавцу пишется заявление (можно отправить по почте) с требованием провести экспертизу. Он обязан организовать ее в течение трех дней после получения заявления. Экспертиза непродовольственных товаров проводится продавцом, продовольственных — только за его счет, отбор проб для исследования берет Управление по защите прав потребителей. Если результаты экспертизы оказались не в пользу потребителя, за свой счет можно заказать повторную.



Заключение экспертизы получено, но взыскать с продавца никто, кроме суда, не может. Как правило, продавцы, если выводы экспертизы не в их пользу, не доводят дело до суда. Если без него не обойтись, интересы потребителя в суде представляют органы по защите прав потребителя, поэтому от уплаты судебных издержек он избавлен. А вот продавцу придется раскошелиться на госпошлину, нести судебные издержки, а в случае проигрыша компенсировать материальный ущерб.